Комплекс тренинговых занятий, направленный на профилактику суицидального поведения подростков

Русский

Раздел науки:

Читать онлайн: 
Аннотация научной статьи: 

На основании теоретического анализа проблемы профилактики суицидального поведения подростков и результатов диагностики риска суицидального поведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был разработан и реализован комплекс тренинговых занятий, направленный на профилактику суицидального поведения подростков. 

Загрузка: 
Текст статьи: 

Комплекс тренинговых занятий, направленный на профилактику суицидального поведения подростков

Цель: разработка и реализация комплекса тренинговых занятий, направленного на снижение уровня суицидального поведения у подростков.

Задачи:

  1. Разработать комплекс тренинговых занятий, направленный на снижение уровня риска суицидального поведения подростков.
  2. Реализовать комплекс тренинговых занятий, направленный на снижение уровня риска суицидального поведения подростков.
  3. Проанализировать проведенные тренинговые занятия.

На основании теоретического анализа проблемы профилактики суицидального поведения подростков и результатов диагностики риска суицидального поведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был разработан и реализован комплекс тренинговых занятий, направленный на профилактику суицидального поведения подростков.

Основная идея комплекса тренинговых занятий – научить подростков преодолевать трудные участки жизненного пути, проходить те или иные кризисы, связанные с учебой, личными проблемами, проблемами во взаимоотношениях друг с другом, с родителями без использования суицидального поведения.

Социально-педагогическая работа в рамках комплекса тренинговых занятий, направленного на снижение суицидального поведения подростков, проводился в виде просветительско-развивающих тренинговых занятий.

Целью данного комплекса тренинговых занятий является первичная профилактика суицидального поведения подростков через развитие самопознания, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности подростков.

Задачи:

– выявить и повысить информированность подростков о суициде, суицидальном поведении;

– способствовать развитию представлений о человеческой психики и о себе, способности к самопознанию, саморазвитию и самосохранению, самоконтролю, саморегуляции и пр.;

– формировать личную ответственность за свое поведение, за свое настоящее и будущее;

– научить подростков находить положительные моменты в трудных жизненных ситуациях;

– научить видеть в окружающих людях позитивное, говорить им об этом, испытывать симпатию к другим и самим вызывать симпатию к себе.

Предполагаемые результаты:

1. Уменьшение факторов риска суицидального поведения подростков.

2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков: решения жизненных проблем, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения, поиска и использования возможностей социальной поддержки.

3. Развитие системного подхода к профилактике суицидального поведения подростков.

Правила и принципы работы в группе:

1). Правило «здесь и теперь»: главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания и через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Выходить из помещения во время занятий нельзя.

2). Принцип эмоциональной открытости: если участник думает или чувствует что-то важное постоянно «здесь и сейчас», то ему можно сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.

Правило «СТОП»: каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.

3). Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели.

4). Правило «Я – высказывание»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, тк. Только говоря что-либо от своего имени, можно говорить о своих мыслях и чувствах.

5). Правило запрета на диагнозы или оценку: оценка поступка без запроса есть ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможных в последствии оценок, которые участник может получить от других участников, это может привести к возникновению «закрытости» некоторых членов группы или к стремлению поступать исходя из принципов социальной желаемости, подстраиваться.

6). Принцип личной ответственности: все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы – это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ты ни сделал – это твой выбор, за который ты первый несешь ответственность.

7). Принцип личного вклада: чем больше участник проявляет свою активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратной связи он получит, и следовательно, тем больше у него появится возможностей для личного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.

8). Правило конфиденциальности: рассказать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, – неприемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за ее пределами, т.к. разговоры о групповых процессах вне работы ведут к снижению напряжения, необходимо при групповой работе.

9). Принцип включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, «оценщиков»

10). Принцип «круга»: во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен находиться в относительно равном положении относительно каждого другого участника.

11). Принцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная. «Жизненные показания» на занятиях соответствуют неосознанной личностной иерархии ценностей участников.

12). Принцип «постоянства»: занятия пропускать нельзя.

Целевая группа: подростки экспериментальной группы.

Сроки реализации занятий: занятия проводились один раз в неделю, продолжительностью 40 –60 минут.

Тематический план комплекса тренинговых занятий, направленного на снижение суицидального поведения подростков представлен в таблице 4, конспекты занятий – в приложении 3.

 

Таблица 4

Тематический план комплекса тренинговых занятий, направленного на снижение уровня суицидального риска подростков

п/п

Цель и задачи занятия

Психотехники

Материалы и ТСО

Вводный этап

1.

Введение в курс «Другая жизнь»

Цель: установление доверительных взаимоотношений, доброжелательности.

Задачи:

  • познакомить с правилами поведения в группе;
  • ввести в проблему учебно-профилактического курса «Другая жизнь»

Игра «Представление друг друга»

Упражнения:

– «Невидимая связь»

– «Принятие

правил»,

– «Телеграммы»

– «Ощущения»

– «Ток»

– Тетради для записей;

– ручки;

– «бланки телеграмм»;

– клубок шерсти.

2.

«Я в мире людей»

Цель: создание условий для дальнейшего продолжения сплочения группы, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

Задачи:

  • развивать коммуникативные навыки;

• друг к другу.

Упражнения:

 –«Плюсы и минусы»

– «Три вопроса»

– «Несмеяна»

– «Ощущения»

– «Ток»

 

– ручки

– тетради

 

Основной этап

3.

Суицид – проблема XXI века

Цель:

актуализация особенностей поведения каждого из подростков в межличностном взаимодействии;

выявление осведомленности о таких понятиях как «суицид» «причины суицида»

Задачи:

  • дать достоверную информацию о «суициде», о причинах суицида;

– Презентация по теме «Ценность жизни»

– Формирование самоконтроля,

Упражнения:

–. «Объясни мне»

– «Ощущения»,

– «Ток»

– Тетради

– Цветные карандаши

– фишки

 

 

Продолжение таблицы 4

п/п

Цель и задачи занятия

Психотехники

Материалы и ТСО

4.

«Добровольное сумасшествие»

Цель: актуализация особенностей поведения каждого из подростков в межличностном взаимодействии;

обосновать вредное воздействие алкоголя и наркотиков на организм человека

Задачи:

  • рассказать об особенностях развития алкоголизма
  • дать достоверную информацию о психологической зависимости, о причинах и последствиях употребления ПАВ;
  •  проверить уровень усвоения информации

Беседа с подростками о том, как уберечь себя от вредных привычек:

– видео ролики;

– фото материал.

Упражнения:

–«Бедность, богатство и Господь Бог»,

– «Ощущения»,

– «Ток»

 

– 2-3 газеты

– Веревка

5.

«В плену иллюзий»

Цель: актуализация особенностей поведения каждого из подростков в межличностном взаимодействии; разрушение мифов о суициде.

Задачи:

  • узнать на сколько подростки знакомы с проблемой суицид и причины суицида ;
  • дать достоверную информацию о мотивах суицида;

Презентация по теме мифы о суициде;

Игра «Вопрос-ответ».

Упражнения:

– «Придирчивый слушатель»

–– «Ощущения»,

– «Ток»

 

– Тетради

– Фломастеры

– Цветные карандаши

6.

«Испытание жизни»

Цель: развитие доверия и чуткости во взаимодействии с окружающими

Задачи:

  • в ходе интерпретации дать знания о необходимости анализа своей роли в группе и учете этих знаний в межличностном взаимодействии.

Упражнения:

 –«Свеча доверия»

– «Скала»

– «Правда или ложь

– «Ощущения»,

– «Ток»

– Тетради

– Фломастеры

– Цветные карандаши

7.

Любовь друг к другу

Цель: научиться видеть в окружающих людях позитивное, говорить им об этом, испытывать симпатию к другим и самим вызывать симпатию к себе.

Задачи:

•формировать приятные образы;

• научить подростков получать наслаждение от действий, с ними связанных.

Упражнения:

– «Мои любимые»

–.«Разговор с любимым»

– «Хорошее в плохом»

– Тетради

– Фломастеры

– Цветные карандаши

 

Продолжение таблицы 4

п/п

Цель и задачи занятия

Психотехники

Материалы и ТСО

8.

Ценность человеческой жизни

Цель: актуализация творческих особенностей у каждого из подростков в межличностном взаимодействии; формирование навыков самосохранения, самоконтроля и умения отказаться от вредных привычек;

Задачи:

•определить возможные мотивы употребления алкоголя и ПАВ и табака курения;

• дать достоверную информацию о последствиях употребления алкоголя и ПАВ

•проверить уровень усвоения информации.

Упражнения:

– «Ассоциации»

– «За кругом»

Игра «Автомобиль»

Коллективный рисунок группы

– Тетради

– Фломастеры

– Цветные карандаши

– Ватман

9.

Чем подросток отличается от ребенка и взрослого?

Цель: формирование позитивной Я-концепции и адекватной самооценки подростка.

Задачи:

  • искать пути выхода из трудных ситуации, научить прислушиваться к мнению окружающих;
  • мотивировать к дальнейшему использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни, самостоятельному информированию друзей и знакомых;
  • заложить основу позитивной Я-концепции и адекватной самооценки;

проверить уровень усвоения информации и
закрепление навыков.

– Беседа «Чем отличается подросток от ребенка и взрослого»;

Упражнения:

– «Лабиринт»,

– «Комплимент»,

– «Все равно ты молодец, потому что...»,

–«Ощущения»,

– «Ток».

– Тетради

– Фломастеры

– Цветные карандаши

10.

«Я ребенок? Я – взрослый!!! В чем разница»?

Цель: формирование позитивной Я-концепции и адекватной самооценки подростка.

Задачи:

  • искать пути выхода из трудных ситуации, научить прислушиваться к мнению окружающих;
  • мотивировать к дальнейшему использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни, самостоятельному информированию друзей и знакомых;
  • заложить основу позитивной Я-концепции и адекватной самооценки;

проверить уровень усвоения информации и
закрепление навыков.

– Диалог «Я ребенок? Я взрослый!!! В чем разница?»;

Упражнения:

– «Лабиринт»,

– «Комплимент»,

– «Все равно ты молодец, потому что...»,

–«Ощущения»,

– «Ток».

– Тетради

– Фломастеры

– Цветные карандаши

 

Продолжение таблицы 4

п/п

Цель и задачи занятия

Психотехники

Материалы и ТСО

11

«Цели и смысл жизни»

Цель: научить участников формулировать позитивные и реалистичные цели и сообщать о них в открытой форме, вовлекая окружающих в достижение собственных целей

Задачи:

  • формировать у подростков способность принять ответственные решения в ситуациях выбора;

Упражнения:

– «Баланс реальный и желательный»

– «Поиск наилучшей альтернативы»

– «Принятие похвалы

– Ручки

Заключительный этап

12

Предотвращение суицида

Цель: профилактика суицидального поведения учащихся

Задачи:

  • учить подростков анализировать
  • происходящие события с разных точек зрения;
  • учить поиску различных вариантов поведения в какой-либо ситуации;
  • формировать представление о способах определения допустимого поведения во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, взрослыми;
  •  дать представление об ответственности за свой выбор и свое поведение,
  • формировать позитивный образ собственного «Я».

– Ролевая (деловая) игра «Можно ли научиться управлять собой»

– Упражнение «Катастрофа»

– разноцветные шляпы по количеству участников (6 цветов);

– листы бумаги с текстом,

– чистые листы формата А4 .

Данный комплекс тренинговых занятий, направленный на снижение уровня суицидального риска подростков, состоял из 12 занятий, которые проходили в три этапа: вводный, основной и заключительный.

Каждое тренинговое занятие имело общую схему, кроме первого и последнего:

1. Ритуал приветствия.

2. Ритуал принятия, напоминания правил работы.

3. Рефлексия прошлого занятия.

4. Основное содержание

5. Рефлексия занятия.

6. Ритуал прощания.

В основное содержание занятия входили презентации, видео ролики, фото материал, упражнения, беседы, игры. Беседы были подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков, а также выявленных первичных знаний участников о «суициде», «причинах суицида», о вредном воздействии алкоголя и наркотиков на организм человека.

Упражнения, использованные на занятиях, способствовали: созданию в группе оптимального уровня эмоционального напряжения; включению участников группы в процесс самосовершенствования; формированию потребности снижения факторов суицидального риска; улучшению взаимоотношений между участниками группы.

Вводный этап состоял из двух занятий, цель которых – установление доверительных взаимоотношений, доброжелательности; создание условий для сплочения группы, научение умению снимать барьеры на проявление чувств и эмоций.

В начале занятия «Введение в курс «Другая жизнь» подростки были введены в проблему курса «Другая жизнь», ознакомлены с принципами организации и правилами проведения тренинговых занятий. Подростки поначалу были не очень активны в обсуждении организационных моментов, но когда речь зашла о темах встреч, понемногу начали раскрываться.

С целью побуждения уже знакомых между собой подростков по новому узнать друг друга и установления позитивного эмоционального контакта, а так же созданию доброжелательной атмосферы в группе было проведено упражнение «Невидимая связь»

Затем, было проведено упражнение «Принятие правил», в ходе которого совместными усилиями были выработаны правила работы, соблюдение которых обязательно для всех и обеспечивают достижение поставленных целей. Все правила были записаны на плакат, который всегда висел на занятиях. Кроме того, подростки получили памятки с данными правилами. Все участники пообещали соблюдать правила.

Затем, была проведена игра «Представление друг друга», задача, которой заключалась в том, чтобы как можно больше узнать друг о друге.

В ходе занятия участники по-разному вели себя: Аня Т. и Никита П. с большой не охотой участвовали в упражнениях и игре, было видно, что им это неинтересно, а Ира П., Саша Ш., Яна Б., Вера В. наоборот принимали активное участие в упражнениях, интересовались предоставленной информацией. Для установления атмосферы доброжелательности и доверия было проведено упражнение «Телеграммы»

В конце занятия была проведена рефлексия с помощью упражнения «Ощущение», задача которого заключалась в оценке занятия в двух аспектах: эмоциональном и смысловом. В заключении был проведен ритуал прощения с помощью упражнения «Ток».

На втором занятии «Я в мире людей» было продолжено сплочение участников группы. Подростки учились взаимодействовать для достижения поставленной цели.

В ходе выполнения упражнение «Три вопроса» все участники активно задавали вопросы, связанные с тренингом. Участники Настя Ф.и Тема А. задавали вопросы больше всех, их интересовало, будут ли ответы на такие вопросы как «попытки самоубийства, статистика суицидов, и т.д.»

К концу второго занятия было заметно улучшение взаимоотношений между участниками, подростки стали доброжелательнее относится друг к другу. Присутствовавшая на первом занятии осторожность, скованность и неуверенность со стороны участников друг к другу и к ведущему, снизилась.

Основной этап состоял из девяти занятий.

Если на первых занятиях участники с осторожностью относились друг к другу, нехотя вступали в диалог по рассматриваемым проблемам, были скованы, неуверенны и боялись сказать и спросить что-нибудь лишнее, то постепенно подростки становились активными участниками проводимых упражнений, игр, рефлексии.

В начале занятия «Суицид – проблема XXI века» подростки принимали участие в беседе по теме «Ценность жизни», направленной на повышение уровня информированности по проблемам, связанных с суицидом, видах суицида и причины суицида. На данном занятии была представлена презентация. Участники группы Леша Г., Никита П., Настя Ф. заинтересовались проблемой, задавали вопросы о психологических состояниях, способствующих самоубийству.

Участники Вера В, и Ира П. утверждали, что представленная информация о действиях подростков-суицидентов является сильно преувеличенной, в этом утверждении их поддержала Аня Т.

Затем участникам было предложено попробовать контролировать свои поступки и поведение с помощью фишек, которые они в течение недели должны перекладывать из одного кармана в другой когда будут испытывать негативные эмоции. Данной техникой предполагалось сформировать у подростков навыки самоконтроля.

Для того чтобы участники активно усвоили полученную информацию, им было дано упражнение «Объясните мне».

В конце занятия была проведена рефлексия, каждый из участников высказал свое мнение по поводу проведенного занятия. Впечатления у большинства участников были положительные, они готовы к дальнейшему сотрудничеству. Ожидания подростков удовлетворены. Наиболее активно себя проявляла Вера В., она являлась катализатором для других участников, глядя на нее, участники активно работали и включались в беседу.

На втором занятие «Добровольное сумасшествие», участникам группы была предоставлена информация о вредном воздействие алкоголя и наркотиков на организм человека.

Беседа с подростками о том, «как уберечь себя от вредных привычек?», позволила им понять вред алкоголя и наркотиков. Участников поразило видео о последствиях употребления алкоголя и ПАВ. Подростки Аня Т.и Маша Т.не смогли досмотреть видео до конца, им стало плохо, они попросили разрешения выйти из класса. Остальные участники отнеслись к видео ролику более спокойно, отстраненно.

Подводя итог, можно отметить, что данное занятие прошло успешно, наметилась тенденция изменения во взаимоотношениях и формирования негативного отношения к алкоголю и наркотикам.

На третьем занятии «В плену иллюзий» участникам была предложена игра «Вопрос-ответ», целью которой являлось разрушение мифов о суициде. Участникам была представлена презентация про мифы суицида, они должны были согласиться с ними или не согласится. Данное занятие вызвало большой резонанс среди участников потому, что многие из утверждали, что предоставляемые мифы достоверны.

Участники Тема А., Саша Ш.и Яна Б. на занятии вели себя активно, задавали различные вопросы про мифы о суициде. Настя Ф., в отличие от многих, в ход обсуждений не вмешивалась.

Одним из полюбившихся упражнений было упражнение «Придирчивый слушатель», целью которого, было стимулирование критического мышления участников и развитие их способности оперировать полученным материалом. Участники активно принимали участие, писали различные вопросы. Давали интересные ответы.

В конце занятия была проведена рефлексия, каждый из участников высказал свое мнение по поводу проведенного занятия. Впечатления у большинства участников были положительные, они готовы к дальнейшему сотрудничеству. Ожидания подростков удовлетворены.

«Испытание жизни» – такова тема четвертого занятия, которое проводилось с участниками группы. Цель занятия было развитие доверия и чуткости во взаимодействии с окружающими. Данное занятие позволило участникам развить эмпатию, бережное отношение друг к другу, сформировать доверие к миру. Усилило групповую сплоченность и создало атмосферу открытости, положительный эмоциональный настрой.

На занятии участники Леша Г., Аня Т., Тема А., Ира П. занимались выполнением упражнений с усердием, прослеживается тенденция увеличения интереса к проводимым занятиям, напротив, участники Настя Ф., и Маша Т., занимались выполнением упражнений с большой неохотой, стараясь как можно быстрее выполнить задание. В разговоре они часто говорил не уверенно, отвечали короткими фразами.

Подводя итог занятия, большинство участников пришли к выводу, что упражнения научили участников, относится друг к другу с уважением.

Пятое занятие было посвящено теме «Любовь друг к другу»

С помощью таких упражнений как «Мои любимые», «Разговор с любимым», «Хорошее в плохом», участникам было предложено научиться видеть в окружающих людях позитивное, говорить им об этом, испытывать симпатию к другим и самим вызывать симпатию к себе.

Занятие прошло успешно, все участники принимали активное участие в упражнениях.

Подводя итог, можно отметить, что данное занятие прошло успешно, участники освоили коммуникативные умения, научились концентрировать свое внимание на окружающем мире.

В ходе шестого занятия «Ценность человеческой жизни» были проведены следующие упражнения «Ассоциации», «За кругом», Игра «Автомобиль»; «Коллективный рисунок группы». Цель занятия актуализация творческих особенностей у каждого из подростков в межличностном взаимодействии; формирование навыков самосохранения, самоконтроля и умения отказаться от вредных привычек. В ходе упражнения «Ассоциации» был определен уровень информированности участников группы по алкоголю, ПАВ и табака курения. Выполнение упражнения было насыщено, все участники высказали свое мнение, задавали много вопросов, на большинство которых сами же отвечали. Участники Вера В., Аня Т., Никита П., Яна Б.проявляли наибольшую активность в упражнение. В упражнение «За кругом» участники делились своими чувствами, разговор плавно перешел на тему дискриминаций. Участники делились ситуациями, в которых они подвергались каким-либо притеснениям.

Подводя итог занятия, подростки пришли к выводу, что нужно уметь контролировать себя и уметь отказаться от вредных привычек.

На седьмом занятии группой рассматривалась тема «Я ребенок? Я – взрослый!!! В чем разница». Цель, которой заключалась в формировании позитивной Я-концепции и адекватной самооценки. В упражнение «Лабиринт», участники учились прислушиваться к мнению окружающих, находили пути выхода из трудных ситуаций. Активно участвовали подростки в диалоге «Я ребенок? Я – взрослый!!! В чем разница». Каждый участник высказал свое мнение, при обсуждение делались выводы о том, что происходит с человеком в подростковом периоде. Упражнение «Комплимент» и «Все равно ты молодец, потому что...» позволило создать доброжелательную атмосферу в группе, подростки учились искать пути выхода из трудных ситуаций, и прислушиваться к мнению других и принимать поддержку.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» позволило участникам заложить основу позитивной Я-концепции и адекватной самооценки.

Занятие прошло хорошо, все участники группы участвовали в проводимых упражнениях.

Восьмое занятие «Чем подросток отличается от ребенка и взрослого?» было основано на занятии «Я ребенок? Я – взрослый!!! В чем разница» упражнения были повторены для лучшего осмысления и понимания.

Занятие прошло хорошо, все участники группы участвовали в проводимых упражнениях

На девятом занятии «Цели и смысл жизни» было задачей научить участников формулировать позитивные и реалистичные цели, сообщать о них в открытой форме, вовлекая окружающих в достижение собственных целей. Участники группы хорошо справились с этой задачей, это было видно в ходе выполненных упражнений: «Баланс реальный и желательный», «Поиск наилучшей альтернативы», «Принятие похвалы». Каждый участник активно участвовал на занятии.

Подводя итог, можно отметить, что данное занятие прошло успешно, участники научились формировать способность принимать ответственные решения в ситуациях выбора.

Заключительное занятие было «Предотвращение суицида».

В ролевой (деловая) игре «Можно ли научиться управлять собой?» участники научились анализировать происходящие события с разных точек зрения. Все участники активно участвовали в поиске различных вариантов поведения в данной ситуации. У подростков сформировалось представление о способах определения допустимого поведения во взаимоотношениях со сверстниками, родителями.

Участники, сидя в кругу, в центре которого горела свеча, высказывали свое мнение о проведенной работе. Отзывы о проведенной работе у всех участников были хорошие, почти все подчеркнули, что заметные изменения произошли во взаимоотношениях, появилось желание изменить жизнь к лучшему. Много хороших слов было сказано участниками друг другу.

Тренинговые занятия для подростков прошли на достаточно высоком уровне. Проделанная групповая работа внесла заметное изменение в поведение участников группы. Если на первых занятиях участники не всегда активно вступали в диалог и в большей степени на первых занятиях активно поддерживали беседу участники Вера В., Яна Б, а остальные участники лишь внимательно слушали, то, начиная с третьего – четвертого занятия, и другие участники стали проявлять себя более активно, вступать в беседу. Задачи были решены, цель достигнута. Поэтому реализация предложенных тренинговых занятий считается успешной.

Комментировать