Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

Русский

Раздел науки:

Читать онлайн: 
Аннотация научной статьи: 

Цель: определение эффективности проведенного комплекса тренинговых занятий, направленного на профилактику суицидального поведения подростков.

Задачи:

1. Провести повторный тест на выявление уровня риска суицидального поведение подростков.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Сравнить результаты диагностики уровня риска суицидального подростков экспериментальной и контрольной групп, полученные на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы.

На данном этапе опытно-экспериментальной работы повторно был проведен тот же тест на выявления у подростков уровня суицидального риска с целью выявления произошедших у подростков изменений, связанных с риском суицидального поведения.

Загрузка: 
Текст статьи: 

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

Цель: определение эффективности проведенного комплекса тренинговых занятий, направленного на профилактику суицидального поведения подростков.

Задачи:

1. Провести повторный тест на выявление уровня риска суицидального поведение подростков.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Сравнить результаты диагностики уровня риска суицидального подростков экспериментальной и контрольной групп, полученные на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы.

На данном этапе опытно-экспериментальной работы повторно был проведен тот же тест на выявления у подростков уровня суицидального риска с целью выявления произошедших у подростков изменений, связанных с риском суицидального поведения.

О наличии суицидального риска свидетельствуют баллы, полученные в колонке «Добровольный уход из жизни», а баллы показателей остальных колонок дают информацию о факторах, которые способствуют формированию суицидальных намерений.

Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Сводные протоколы результатов исследования риска суицидального поведения подростков экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе представлены в таблице 5 и 6 соответственно.

Таблица 5

Сводные результаты исследование факторов суицидального риска

подростков экспериментальной группы на контрольном этапе

 

Имя Ф. подростков

Факторы суицидального риска

Алкоголь

,наркотики

Несчастная любовь

Противоправные действия

Деньги и проблемы с ними

Добровольный уход из жизни

Семейные

неурядицы

Потеря смысла жизни

Чувство неполноценности

Школьные проблемы

Отношения с окружающими

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Яна Б

8

5

10

14

2

9

6

8

10

13

СашаШ

6

7

9

8

6

8

10

9

9

13

Тема А

7

5

10

13

6

10

7

9

6

12

Ира П

7

7

8

17

6

9

6

5

10

8

Аня Т

5

6

8

18

6

8

4

5

11

10

Вера В

8

9

6

13

7

5

7

4

9

15

Настя Ф

9

7

6

9

9

9

10

6

8

2

Леша Г

9

5

10

16

5

8

9

3

10

7

Маша Т

6

8

6

16

5

7

9

6

5

8

Никита П

9

8

8

18

6

4

6

7

7

10

Примечание:

– красным цветом выделены баллы, указывающие на высокий уровень риска суицидального поведения (более 8 баллов);

– зеленым цветом выделены баллы, указывающие на средний уровень риска суицидального поведения (7 – 8 баллов);

– черным цветом выделены баллы, указывающие на низкий уровень риска суицидального поведения (до 6 баллов включительно).

В ходе повторного исследования было выявлено, что в экспериментальной группе по фактору «Добровольный уход из жизни» баллы, свидетельствующие о необходимости формирования антисуицидальных факторов у 1 подростка: Насти Ф. – 9 балов.

При этом факторами, способствующими формированию суицидальных намерений являются:

– у Насти Ф.показатели снизились – «Алкоголь, наркотики» – 9 баллов;

– показатели по остальным факторам у данного подростка указывают на то, что риск суицидального поведения невысок

По фактору «Добровольный уход из жизни» требует особого внимания показатель у Веры В. снизился – 7 баллов.

–.у Веры В. 9 баллов – « Несчастная любовь»

У остальных подростков баллы по фактору «Добровольный уход из жизни» указывают на то, что риск суицидального поведения невысок. Тем не менее, факторами, способствующими формированию суицидальных намерений являются:

– у Аня Т.показатель снизился – «Деньги и проблемы с ними» – 18 баллов;

– у Леши Г. показатель снизился – «Алкоголь, наркотики» – 9 баллов;

–.у Маши Т. показатели снизились – «Деньги и проблемы с ними» – 16 баллов, «Несчастная любовь» – 8 баллов;

– у Никиты П. показатели снизились – «Деньги и проблемы с ними» – 18 баллов, «Несчастная любовь» – 8 баллов.

Таблица 6

Сводные результаты исследование факторов суицидального риска подростков контрольной группы на контрольном этапе

 

Имя Ф. подростков

Факторы суицидального риска

Алкоголь, наркотики

Несчастная любовь

Противоправные действия

Деньги и проблемы с ними

Добровольный уход из жизни

Семейные неурядицы

Потеря смысла жизни

Чувство неполноценности

,ущерб.,урод.

Школьные проблемы

Отношения с окружающими

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Миша П

9

9

9

14

5

5

6

10

6

10

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Катя С

6

7

5

19

2

6

5

10

5

9

Даша М

7

6

5

18

5

6

6

5

12

13

ИгорьР

10

6

2

17

9

10

4

1

10

11

Ваня Ж

11

4

11

40

2

5

2

5

3

4

Жанна Б

10

6

6

9

6

10

7

7

6

7

Рома Ш

6

9

5

20

5

5

9

8

8

10

СергейС

9

6

10

27

6

10

4

1

6

6

Юля У

5

7

8

30

10

10

8

0

0

6

Костя С

7

10

8

28

6

7

6

0

5

8

Примечание:

– красным цветом выделены баллы, указывающие на высокий уровень риска суицидального поведения (более 8 баллов);

– зеленым цветом выделены баллы, указывающие на средний уровень риска суицидального поведения (7 – 8 баллов);

– черным цветом выделены баллы, указывающие на низкий уровень риска суицидального поведения (до 6 баллов включительно).

В ходе повторного исследования было выявлено, что в контрольной группе по фактору «Добровольный уход из жизни» баллы, свидетельствующие о необходимости формирования антисуицидальных факторов получены у 2 подростков: Игорь Р. – 14 и Юля У. – 11 баллов.

При этом факторами, способствующими формированию суицидальных намерений являются:

– у Игоря Р. – «Алкоголь, наркотики» – 10 баллов;

– у Юли У. – «Деньги и проблемы с ними» – 30 баллов.

– показатели по остальным факторам у данных подростков указывают на то, что риск суицидального поведения невысок

У остальных подростков баллы по фактору «Добровольный уход из жизни» указывают на то, что риск суицидального поведения невысок. Тем не менее, факторами, способствующими формированию суицидальных намерений являются:

– у Кати С. – «Деньги и проблемы с ними» – 19 балла;

– у Даши М. – «Деньги и проблемы с ними» – 18 баллов, «Школьные проблемы» – 12 баллов;

– у Жаны Б. – «Алкоголь, наркотики» – 10 баллов;

– у Вани Ж. – «Деньги и проблемы с ними» – 40 баллов, «Алкоголь, наркотики» – 11 баллов;

– у Ромы Ш. – «Деньги и проблемы с ними» – 20 баллов, «Несчастная любовь» – 9 баллов;

– у Сергея С. – «Деньги и проблемы с ними» –27 баллов;

– у Кости С. – «Деньги и проблемы с ними» –28 баллов, «Несчастная любовь» –10 баллов.

Обобщенные результаты выявления уровня риска суицидального поведения подростков экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе по фактору «Добровольный уход из жизни» представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты определения уровня суицидального риска подростков экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе

(по фактору «Добровольный уход из жизни»)

Уровни суицидального риска

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество подростков

Процентное соотношение

Количество подростков

Процентное соотношение

Низкий

8

80

8

80

Средний

1

10

Высокий

1

10

2

20

Для наглядности на основе данных таблицы 7 составлена гистограмма. (Рисунок 2)

 Рис. 2. Гистограмма сравнения уровней суицидального риска подростков экспериментальной и контрольной групп по фактору «Добровольный уход из жизни» на контрольном этапе (в %)

Анализируя результаты выявления уровня суицидального риска подростков экспериментальной и контрольной группы, на контрольном этапе видим что:

– низкий уровень суицидального риска у экспериментальной группы увеличился с 60% до 80%;

– средний уровень суицидального риска у экспериментальной группы остался без изменения 10%;

–высокий уровень суицидального риска у экспериментальной группы снизился на 2,что составило 10%;

У подростков контрольной группы показатели уровня суицидального риска подростков не изменились.

Сравнительные результаты диагностики уровня суицидального риска подростков экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования представлены в таблице 8.

Таблица 8

Сравнительные результаты диагностики уровней суицидального риска подростков экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования (в %)

Уровни суицидального риска

Экспериментальная

группа

Контрольная группа

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Низкий

60

80

80

80

Средний

10

10

Высокий

30

10

20

20

Для наглядности на основе данных таблицы 8 составлена гистограмма. (Рисунок 3)

Экспериментальная

группа

 

Контрольная

группа

Рис. 3. Гистограмма сравнения уровней суицидального риска подростков экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования (в %)

Анализируя сравнительные результаты диагностики уровней суицидального риска подростков экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах можно сделать вывод о том, что:

–       показатели высокого уровня суицидального риска в экспериментальной группе снизились с 30 до 10 процентов, а в контрольной группе остались без изменения;

–       показатели среднего уровня суицидального риска в экспериментальной и контрольной группах остались без изменения – 10 процентов соответственно;

–       показатели низкого уровня суицидального риска в экспериментальной группе увеличились с 60 до 80 процентов, а в контрольной группе остались без изменения.

Таким образом, результаты сравнения данных, полученных в ходе диагностики уровня суицидального риска подростков на констатирующем и контрольном этапах экспериментального опытно-экспериментальной работы свидетельствует об эффективности проведеного комплекса тренинговых занятий, направленного на профилактику суицидального поведения.

Выводы 

На констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы по профилактике суицидального поведения подростков использовался тест «Выявление суицидального риска» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич), включающий 85 высказываний, каждое из которых относится к определенной теме: алкоголь, наркотики; несчастная любовь; противоправные действия, деньги и проблемы с ними; добровольный уход из жизни; семейные неурядицы; потеря смысла жизни; чувство неполноценности, ущербности, уродливости; школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути; отношения с окружающими.

На основании обработки и анализа полученных результатов были сделаны выводы об уровне суицидального риска подростков экспериментальной и контрольной групп, которые послужили основанием для разработки и реализации на формирующем этапе комплекса тренинговых занятий, направленного на профилактику суицидального поведения подростков.

На занятиях комплекса использовались презентации, видео ролики, фото материалы, упражнения, игры, беседы и дискуссии. С помощью этих занятий были реализованы задачи, поставленные на формирующем этапе.

Результаты, полученные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы показали, что разработанный и реализованный комплекс тренинговых занятий, направленный на профилактику суицидального поведения подростков дал положительный результат. Задачи опытно-экспериментальной работы были решены, поставленная цель была достигнута.

Комментировать