Гигиена зрения дошкольника

Русский

Раздел науки:

Читать онлайн: 
Аннотация научной статьи: 

 

Органы чувств играют огромную роль в жизнь человека. Нужно оберегать растущий организм от чрезмерных нагрузок, на слух, на глаза и т. д..

В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и принимать всевозможные меры к ликвидации или смягчению влияния этих нарушений на здоровье детей.

Иногда дети с практически здоровыми глазами, хорошим общим состоянием здоровья в условиях отличного освещения могут быть и слабовидящими. Это объясняется тем, что соотношения между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (длиной) глаза бывают различными и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки - желтом пятне.

Текст статьи: 

Гигиена зрения дошкольника

 

 

 

Глава 1. Нарушение зрительных функций в дошкольном возрасте

Органы чувств играют огромную роль в жизнь человека. Нужно оберегать растущий организм от чрезмерных нагрузок, на слух, на глаза и т. д..

В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и принимать всевозможные меры к ликвидации или смягчению влияния этих нарушений на здоровье детей.

Иногда дети с практически здоровыми глазами, хорошим общим состоянием здоровья в условиях отличного освещения могут быть и слабовидящими. Это объясняется тем, что соотношения между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (длиной) глаза бывают различными и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки - желтом пятне.

Эмметропия, или нормальная рефракция характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке, в области желтого пятна. При этом отмечается наибольшая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения.

При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. При этом возможно снижение зрения. Окружающие отдаленные и особенно близкие предметы могут быть расплывчатыми, неконтрастными.

Маленьким детям свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен. Так у 95% новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, она с возрастом компенсируется большой силой преломляющих сред глаза ребенка и не требует очков; лишь в сильной степени дальнозоркости ребенку выписывают очки.

Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет противоположную дальнозоркости особенность: лучи света фокусируются перед сетчаткой. При этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане.

В возникновении близорукости немалое значение имеет усиленное напряжение органа зрения во время рассматривания картинок, вышивания и других занятий. Это напряжение зрения особенно возрастает в тех случаях, когда на занятиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мелкие, неяркие), с которыми дети имеют дело. В возникновении близорукости имеют определенное значение также общее состояние здоровья ребенка, его режим, питание, образ жизни (ребенок мало двигается, редко бывает на свежем воздухе), наследственные факторы.

Близорукость и дальнозоркость принято характеризовать по величине (степени), для чего существует такая единица, как диоптрия. Чем больше величина близорукости, тем хуже ребенок видит вдаль. Миопия до 3 диоптрий считается слабой, от 3 до 6 - средней и свыше 6 - высокой.

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опущенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться жалобы на боль в глазах, головные боли, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, утомлении начинают косить. Ребенка с указанными симптомами надо направить к врачу-офтальмологу (глазному).

Детей с плохим зрением во время занятий обычно сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, которым выписаны очки, обязательно пользовались ими. Очки должны быть правильно подобраны к глазам ребенка (центры стекол должны точно совпадать с центром глаз, а дужки очков - удобно и плотно держаться за ушами). При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому эти дефекты нужно быстро исправлять у оптика. Если соблюдаются гигиенические требования к органу зрения, близорукость может не прогрессировать в течение многих лет.

Детей 6-7 лет, у которых имеется даже маленькая близорукость, нельзя отдавать в специальные школы; недопустимо, чтобы они совмещали занятия в школе с занятиями музыкой. Следует ограничивать их зрительные нагрузки, больше уделять внимания физическому развитию, закаливанию, играм на свежем воздухе.

 

1.1.    Косоглазие

 

Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нарушенном в течение жизни строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глазных яблок, осуществляющегося глазодвигательными мышцами. При этом совместное (бинокулярное) зрение страдает, предметы перед глазами начинают расплываться, двоиться, ребенок не видит их четкого изображения. Стремясь найти для глаз такое положение, при котором бы предметы были видны четко, ясно, больной начинает косить.

Сначала такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, раздражении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, в дальнейшем оно может усиливаться и становится постоянным. При этом острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем, пользоваться стереоскопическими приборами.

Обычно косоглазие появляется рано, на втором и третьем году жизни, иногда становясь заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. Косоглазие может быть сходящимся (при дальнозоркости), расходящимся (при близорукости), постоянным или периодическим. У одних может косить один глаз, у других - попеременно то правый, то левый.

В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить, поэтому очень важно вовремя обнаружить его и показать ребенка врачу. Своевременно выявить косоглазие важно еще и потому, что при возникновении его в одном глазу больной, независимо от своей воли и сознания, всю зрительную нагрузку переносит на здоровый глаз, при этом больной глаз постепенно атрофируется.

Лечение косоглазия начинается, с назначения ребенку даже в возрасте 1-2 лет очков. Для правильного подбора очков детям в течение 10 дней в оба глаза вводят лекарство, расширяющее зрачок и позволяющее точно определить степень нарушения зрения. В течение этого времени и двух недель после введения лекарства ребенок плохо видит на близком расстоянии, плохо переносит яркий свет, ему не следует разрешать рисовать, вышивать, играть в игры, связанные с рассмотрением мелких предметов.

Надо также следить за тем, чтобы выписанные очки дети носили постоянно, снимая их только при умывании и перед сном.

Чтобы избежать косоглазия и не допустить атрофирования здорового глаза, его временно закрывают специальной наклейкой. При этом вся зрительная работа осуществляется больным глазом, и при усиленной нагрузке нормальная острота зрения в нем, как правило, постепенно восстанавливается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Нарушение функции цветоощущения

 

Способность здоровых детей различать цвета во многом зависит от того, какое внимание этому вопросы будут уделять взрослые.

Цветное зрение развивается одновременно с совершенствованием остроты зрения, так как оно является результатом деятельности колбочек - фотоактивных элементов, расположенных в центре сетчатки. Считают, что колбочки очень чувствительны к оранжевому, красному, зеленому и желтому цветам. Поэтому для развития цветного зрения с раннего возраста надо давать детям игрушки, окрашенные в эти цвета, использовать также предметы, окрашенные в голубой, синий и фиолетовый цвета. Гирлянды шариков в детской коляске следует развешивать на расстоянии 30-50 см от глаз ребенка. Причем в центре помещать оранжевые и зеленые, а на периферии - красные, желтые, голубые, синие и фиолетовые шары. Обычно при правильном развитии и воспитании детей к третьему году ребенок хорошо разбирается в трех основных цветах и может при надлежащем упражнении осваивать и другие. Однако, если у него имеется отклонение в функции цветоощущения, он может на занятиях рисованием или в игре с кубиками путать цвета. Неосведомленные работники детских учреждений ошибки детей принимают за невнимание, а иногда и за обдуманную шалость, делают им замечания, наказывают, снижают оценки за работу. Все это может тяжело отразиться на нервной системе ребенка, повлиять на его дальнейшее развитие и поведение. Поэтому в тех случаях, когда ребенок путает или долго не может усвоить те или иные цвета, его следует показать врачу-специалисту, чтобы выяснить, не является ли это результатом врожденного дефекта зрения.

Нарушение функции цветоощущения у девочек наблюдается значительно реже, чем у мальчиков.

В зависимости от места и степени поражения нервного аппарата, воспринимающего цвета, симптомы заболевания могут быть различны. Слепые на красный цвет обычно путают светло-красный с темно-зеленым, пурпурный - с фиолетовым и синим, красный - с серым. Дети, неспособные воспринимать зеленый цвет, путают светло-зеленый с темно-красным, зеленый - с синим и т. д.. Такое расстройство зрения носит название «дальтонизм», по фамилии известного английского естествоиспытателя Джона Дальтона, страдавшего этим дефектом зрения и впервые его описавшего. Дальтонизм передается по наследству и обычно сохраняется в течение всей жизни, при этом оба глаза страдают в одинаковой степени.

Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности). Так как нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1 - 1,5 года, следующую - в 3 - 4 года и, наконец, в 6 - 7 лет, перед поступлением в школу.

 

Глава 2. Профилактика зрительных расстройств в дошкольном возрасте

Большое влияние на нормальное формирование зрения в детском возрасте оказывают характер, длительность условия зрительной нагрузки, поэтому не следует забывать о профилактике зрительных расстройств у детей дошкольного возраста. Как и любой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и регулярного выполнения в течении длительного времени. С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить зрительную гимнастику в игровой форме, сопровождать стихами, музыкой, но можно проявив фантазию, использовать собственное сопровождение или совместить с проведением физкультминутки. Таким образом, используя предложенные приемы, пособия и задания педагог на занятиях решит и очень важную задачу-профилактику зрительных расстройств у детей.

Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связаны со зрительным напряжением, на 10-11 минуте в течении 2-3 минут.

·        на 14-17 минуте- физкульминутка для снятия мышечного напряжения в течении трех минут;

·        в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развитию речи (чтении, рассказыванию, то на 11-13 мин. проводится физкульминутка для мышечного расслабления, а на 17-18 мин. занятия упражнения для глаз.

Условия проведения зрительной гимнастики:

·        фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

·        длительность проведения зрительной гимнастики 2-3 мин. в младшей и средней группах. Упражнения следует проводить дважды в день;

·        выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видов занятия.

Общие правила проведения зрительной гимнастики:

·        всегда снимать очки;

·        сидеть (стоять) прямо, не напрягаясь расслабить плечи и опустить их;

·        следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;

·        сосредоточить внимание на глазах;

·        после выполнения упражнений хорошо потянуться от души зевнуть и часто поморгать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач

 

На состояние зрения оказывает влияние просмотр телевизионных передач. Для охраны зрения у детей в дошкольных учреждениях необходимо выполнять гигиенические требования к организации просмотра диапозитивных фильмов и телевизионных передач.

Первый ряд стульев располагают от экрана на расстоянии, равном двойной его ширине, последний - не более 4 м от экрана.

Детям дошкольного возраста не рекомендуется смотреть телевизионные передачи чаще двух раз в неделю. Просмотр телевизионных передач одновременно детьми нескольких групп нежелателен, так как содержание передач должно соответствовать понятиям и интересам каждого ребенка, чего трудно добиться, когда их смотрят дети разного возраста.

Телевизор устанавливают на столике высотой 1-1,2 м над полом и по испытательной таблице получают хорошее качество изображения. Стулья расставляют так, чтобы первый их ряд стоял не ближе 2 м, а последний не дальше 5 м от экрана. В промежутке между первым и последним рядами устанавливают ряды стульев по 4-5 в каждом, на них правильно и удобно можно рассадить одну группу детей.

Продолжительность телевизионной передачи для детей 3-4 лет не более 10-15 мин, для детей 5-7 лет - не более 25- 30 мин.

В помещении, кроме святящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей. Это дополнительное освещение снижает утомление зрения при просмотре телевизионных передач.

 

 

 

 

2.2. Гигиенические требования к освещению помещения

 

Степень освещения помещений, где находятся дети, оказывает влияние не только на состояния здоровья их зрения. Но и на весь организм в целом.

Особенно положительное влияние на организм оказывает естественное освещение. Поэтому все помещения в здании детских учреждений, как правило, должны иметь естественное освещение. Игровые и групповые комнаты располагать в помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья. Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Чем больше застеклена поверхность, тем больше света проникает в помещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее время охлаждение, в летнее - перегревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхности окон в детских учреждениях принята такой, при которой в ясный день на самом отдаленном месте от окна освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения).

Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения, и чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом.

Для игровых и групповых помещений в городах принята норма светового коэффициента 1:4; в сельской местности, где здания детских учреждений, как правило, строятся на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается 1:5, 1:6. При площади групповой комнаты, равной 60-62,5 м2, площадь окон должна быть равной 12-12,5 м2. Световой коэффициент для остальных помещений, имеющих в основном подсобное значение, должен быть не менее 1: 8. Исключение составляют приемная и кабинет врача, где световой коэффициент 1:4, 1:5.

Чем дальше то или иное место от окна, тем слабее его освещенность естественным светом. Чем окно выше, тем глубже могут проникать световые лучи. Для достаточной освещенности отдаленных от окна мест коэффициент углубленности (отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты) должен равняться 1: 2, т. е. глубина помещения не должна превышать двойную высоту верхнего края над полом. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть поднят на 3 м от пола.

Прохождению света в помещение, где находятся дети, не должны мешать цветы, которые могут поглощать до 25-30% света, посторонние предметы, шторы. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани. Вешают их на кольцах по краям окон; пользуются ими в тех случаях, когда необходимо ограничить проникновение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом окна в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла в окнах были гладкие, высокого качества и задерживали как можно меньше света.

Недостатком обычных стекол, даже самых лучших, является то, что они почти не пропускают ультрафиолетовых лучей. Так называемые увиолевые стекла, пропускающие эти лучи, являются более желательными для остекления окон в зданиях дошкольных учреждений, однако в практике строительства они не получили широкого распространения.

Для лучшего освещения детских помещений стены и мебель в них окрашивают в светлые тона - они отражают наибольшее количество света. Нижнюю часть стен на уровне 1,5-1,8 м от пола, подвергающуюся большему загрязнению, окрашивают красками, устойчивыми к влиянию горячей воды, мыла и дезинфицирующих растворов. Остальную часть стен покрывают клеевой краской, потолки помещений белят. Определить естественную освещенность той или иной части помещения можно или с помощью люксметра - прибора, имеющего чувствительные фотоэлементы, или по наличию частично видимого в окна неба. Если с определенного места в ясный день виден полностью весь небосвод, освещенность этого места считается хорошей; если видно 2/3 небосвода - удовлетворительной, и если только 1/3 - неудовлетворительной.

Недостаток света сказывается на самочувствии ребенка, состоянии его органа зрения более неблагоприятно, чем смешанный свет, поэтому, когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные его источники.

Требуемое освещение групповых комнат площадью 50 м2 можно получить при наличии 6 ламп мощностью 300 Вт каждая, подвешенных в два ряда (по 3 лампы в ряду) на уровне 2,8-3 м от пола.

Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет сильно слепит и утомляет глаза, вызывает тени большой интенсивности, снижает работоспособность детей. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки - даже на 80%. Поэтому лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. В настоящее время разработаны новые типы светильников СК-300 или КСО-1, допускаются молочные шары (d = 350 мм). Такие светильники свободно вмещают в себя электрические лампы необходимой мощности, создавая отраженное, равномерное, бестеневое освещение. Эту арматуру рекомендуется применять во всех детских учреждениях.

Лучшее естественное и искусственное освещение достигается надлежащим уходом за источниками света, так как замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше; значительно снижается мощность электрических ламп и по мере их эксплуатации.

В целях безопасности детей и предупреждения несчастных случаев от соприкосновения с электрическим током рубильники в детских учреждениях необходимо располагать в нишах на высоте, недоступной детям, и держать их постоянно закрытыми.

 

2.3. Зрение и рациональное питание

 

Для того чтобы зрение ребенка было хорошим, очень важно обеспечить его правильным и рациональным питанием.

Исходя из известного изречения: "Если отец болезни неизвестен, то мать болезни - питание", данное направление коррекции зрения признается как одно из ведущих.

1.Следует избегать лишнего количества рафинированной и деминерализованной пищи: сахара, хлеба, круп, консервированных продуктов и соков, сладких блюд: варенья, шоколада, пирожных, тортов. Также не рекомендуются сладкие газированные напитки.

2.Постараться включить в рацион питания больше сырых фруктов, овощей и зелени.

3.Старайться поддерживать еженедельный рацион питания на уровне, обеспечивающем поступление необходимых витаминов (см. таблицу 1).

4.Помните, что избыток витамина А, поступающего в организм, может вызвать и отрицательные последствия. Поэтому применять этот витамин в виде таблеток или драже следует только по рекомендации врача.

5.Витамины, и, прежде всего, Вз и С, разрушаются при нагревании, поэтому фрукты и овощи, в которых они содержатся, кипятить нежелательно. Лучше залить их кипятком и закрыть крышкой, а после остывания использовать овощной отвар для приготовления супа, а фруктовый для питья.

6.Многие заболевания глаз возникают из-за недостатка в организме микроэлемента калия. Следует помнить, что калий содержится в мясе, рыбе, молоке, злаках, петрушке, и особенно его много в картофеле, черносливе, кураге и изюме.

7.Известно, что при недостатке в питании витаминов, зрение ухудшается. Но это не значит, что только потребление большого количества продуктов, содержащих эти витамины, исправит положение. Цель рационального питания - разумный и сбалансированный состав потребляемых продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая характеристика основных витаминов, необходимых для функционирования органа зрения.

 

Таблица 1

 

Название витамина

Зрительные и общие симптомы при недостаточности в организме витамина

Основные продукты питания

Витамин А

Ослабление зрения в ночных и сумеречных условиях ("куриная слепота")

Печень, желток куриного яйца, молоко, сливки, сливочное масло, рыбий жир, сыр Чедер, морковь, облепиха, шиповник, зеленый лук, петрушка, щавель, салат, абрикосы, плоды рябины

Витамин В1

Повышенная нервозность, снижение умственной, физической и зрительной работоспособности

Мясо, печень, почки, ржаной хлеб, дрожжи, картофель, стручковые, все виды овощей

Витамин В2

Ухудшение зрения в сумеречных условиях, чувство жжения в глазах и веках, разрыв мелких сосудов глаз

Яблоки, дрожжи, все виды зерновых, молоко, сыр, творог, яйца, орехи, мясо, печень

Витамин В6

Напряжение и быстрое утомление глаз, возможно подергивание глаз

Дрожжи, молоко, печень, капуста, зерновые, желток, рыба всех видов, почки, мясо

Витамин В12

Повышенная утомляемость глаз, периодическое слезотечение, ухудшение кровоснабжения глаз ("тусклые глаза")

Желток, молоко, творог, сыр, мясо, печень, рыба. Особенно усвоению витамина способствует свекла

Витамин С

Кровоизлияние в глазах, снижение тонуса глазных мышц, быстрая утомляемость глаз

Высушенные плоды шиповника, рябины, красный перец, щавель, морковь, помидоры, картофель (особенно осенью), свежая белокочанная капуста, черная смородина

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аветисов, Э.С. Возвращение зрения [Текст]: / Москва: Знание, 1980.- 64 с.

 

  1. Дорошкевич, М.П., Кравцов, М.П., Нашкевич, М.А. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 336 с.

 

  1. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: Учеб. пособие для вузов/ Москва: Владос, 2000. - 240 с.

 

  1. Крупитская, Л.И., Орлова, Г.В., Горохова, Л.Л. Будь здоров [Текст]: практические рекомендации для родителей по сохранению здоровья детей. / Челябинск: ГлавУНО, 1996. -238 с.

 

5.     Медведев, Л.И.  Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях [Текст]: / Кишинев: Штиинца, 1986.- 120 с.

 

  1. Нагаева, Т.И. Нарушение зрения у дошкольников [Текст]: / Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 92 с.

 

  1. Семенов, Э.В. Основы физиологии и анатомии [Текст]: / Москва: Московская правда, 1996. – 208 с.

 

  1. Тарханова, Ю.С.  Коррекция зрения у детей [Текст]: / Ростов на дону: Феникс, 2000. – 256 с.

 

  1. Федоров, А. И. Методы улучшения зрения. Как избавится от очков [Текст]: / Санкт-Петербург: Невский проспект, 2003. – 195 с.

 

  1. Чабовская, А.П., Голубев, В.В., Егорова, Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / Москва: Просвящение, 1987. – 272 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаз

 

1. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
2. Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз). 
3. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза)
4. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
5. Глаза открыты. Выполнять частое-частое моргание глазами. Это упражнение способствует борьбе с хронической «сухостью» глаз.
6. Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.
При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).
Пальминг является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.
1. Потереть ладони друг о дружку. Закрыть веки, затем закрыть глаза ладонями. «Смотреть» до упора вправо и влево, не открывая при этом глаза. Повторить упражнение 10-15 раз.
2. Точно так же, как в первом упражнении, «смотреть» с закрытыми веками, но на этот раз по диагонали, по правой и по левой. Упражнение повторить 10-15 раз.
3. Теперь «смотрим» вверх-вниз. Упражнение повторить 15-20 раз.
4. Веки закрыты, делать глазными яблоками круговые движения, сначала в одну. затем - в другую сторону. Упражнение повторить по 10-15 раз в каждую сторону.
5. Веки глаз закрыты. Сесть, расслабиться, потереть переносицу тыльной стороной ладони.Продолжительность упражнения - две - три минуты.
6. Веки глаз закрыты. Мягко «постучать» по бровям указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Продолжительность упражнения - 1 -2 минуты. Все вышеперечисленные упражнения улучшают кровообращение глаз, тем самым, делая их здоровее и выносливее.
Метка на стекле позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Релаксация может проходить лежа, сидя, стоя под звучание спокойной музыки или голос взрослого.
Мы отдыхаем (лежа на спине)
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…

Дерево (сидя на корточках)
Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Упражнение «Большие повороты» (стоя)
Станьте, расставьте ступни ног на расстоянии около 30 см друг от друга. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой вы были обращены лицом. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стену, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Физминутки

 

1.Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
2.Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
3.В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
4.По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
5.В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
6.Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
7.В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

 

 

Приложение 3

 

Цветотерапия

 

Упражнение «Цветовые ванны» 

Восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.

Упражнение «Цветовые пятна»
На зрительные ориентиры (цветные пятна) предлагается обучающимся смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных моментах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах):
          •    красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);
          •    оранжевый или желтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость); 
         •     синий, голубой или.зеленый – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.

Комментировать