Культура и система образования в Великобритании.

Русский

Раздел науки:

Читать онлайн: 
Аннотация научной статьи: 

Культура жителей Великобритании в основном определяется культурой Англии, с добавлением местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также, хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колониями Британской Империи.

Широкомасштабные изменения в культуре Великобритании произошли после 1945 года. Наиболее примечательными образцами этих изменений может послужить преображение Ливерпуля, а затем и Лондона, в центры мировой поп-культуры в 1960-х годах. «Битлз» были лишь самой первой и наиболее известной из британских рок-групп, которые покорили мир. Британские модельеры одежды прославились своим авангардным стилем, и яркая одежда из магазинов на Карнаби Стрит и Кингз Роад стала известна далеко за пределами Лондона.

Кроме этих изменений, а также менее значительного оживления в других областях культуры после окончания Второй Мировой Войны, значительные перемены произошли в самом обществе. Наиболее заметной переменой стало повышение уровня образования. Правительство стало уделять больше внимания развитию и поддержке искусства в стране. Специальный Совет по искусству, сформированный в 1946 году, поддерживает различные области искусства, что, в свою очередь, послужило причиной расширения культурного рынка, в основном коммерческого. Как и во многих развитых странах, столкновение вкусов и ценностей старшего и младшего поколения, периодами было очень жестоким, особенно в 60-х 70-х годах 20-го века.

Хлынувший после образования Соединенного Королевства в Великобританию поток эмигрантов из развивающихся стран принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие этих культур и общей культуры Великобритании во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство.

Загрузка: 
Текст статьи: 

Культура и система образования  в Великобритании.

 

Введение.

Культура жителей Великобритании в основном определяется культурой Англии, с добавлением местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также, хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колониями Британской Империи.

Широкомасштабные изменения в культуре Великобритании произошли после 1945 года. Наиболее примечательными образцами этих изменений может послужить преображение Ливерпуля, а затем и Лондона, в центры мировой поп-культуры в 1960-х годах. «Битлз» были лишь самой первой и наиболее известной из британских рок-групп, которые покорили мир. Британские модельеры одежды прославились своим авангардным стилем, и яркая одежда из магазинов на Карнаби Стрит и Кингз Роад стала известна далеко за пределами Лондона.

Кроме этих изменений, а также менее значительного оживления в других областях культуры после окончания Второй Мировой Войны, значительные перемены произошли в самом обществе. Наиболее заметной переменой стало повышение уровня образования. Правительство стало уделять больше внимания развитию и поддержке искусства в стране. Специальный Совет по искусству, сформированный в 1946 году, поддерживает различные области искусства, что, в свою очередь, послужило причиной расширения культурного рынка, в основном коммерческого. Как и во многих развитых странах, столкновение вкусов и ценностей старшего и младшего поколения, периодами было очень жестоким, особенно в 60-х 70-х годах 20-го века.

Хлынувший после образования Соединенного Королевства в Великобританию поток эмигрантов из развивающихся стран принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие этих культур и общей культуры Великобритании во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Культура. Традиции и современность

 

В Великобритании больше, чем в любой другой европейской стране, сохранилась приверженность к установившимся исстари традициям, быту, привычкам. Это сказывается на многих сторонах материальной и духовной культуры населения. Остается, например, стремление англичан жить обособленно, в отдельном доме, что отражается и в планировке жилых построек. Поэтому Великобритания до сих пор – страна преимущественно малоэтажного строительства.

В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно забыта старая народная одежда. Народный костюм сохраняется еще в некоторых областях Шотландии. Он состоит из полотняной белой рубахи с отложным воротником, клетчатой до колен юбки в крупную складку (килт), короткой суконной куртки с отворотами и пледа, который набрасывается на одно плечо. На ноги надеваются гольфы и толстые грубые башмаки с металлическими пряжками, а на голову – темный берет с широким клетчатым околышем. Килт и плед делаются из особой клетчатой ткани – тартана, или шотландки, раньше каждый шотландский клан имел свою расцветку этой ткани.

Наибольшую популярность завоевали английские мясные блюда; например, ростбиф, бифштекс входят в меню ресторанов всех европейских стран. Национальное блюдо англичан – различные пудинги.

Те пресловутые традиции, о которых так много пишут в книгах об Англии, особенно стойко сохраняются в общественной жизни народов Британских островов. Традиционные смены гвардейского караула у ворот Букингемского дворца собирают ежедневно толпы туристов. Также их привлекают традиционные сборища на "уголке ораторов" в лондонском Гайд-парке, где на специально отведенной площадке, охраняемой полицейскими, каждый желающий может произнести речь или проповедь – разумеется, если она не направлена, например, против королевской семьи. 5 ноября – "день Гая Фокса" – национальный праздник Великобритании.

 

1.1 Архитектура.

Многие английские города основаны римлянами в первых веках нашей эры. К постройкам этого времени относятся Адрианов вал, отделяющий Англию от Шотландии (возведен императором Адрианом в 122–130 годах), городские ворота в Линкольне, ворота в Колчестере, бани в Бэйте, многочисленные руины римских военных укреплений.
Англосаксонско–романский стиль, господствовавший в архитектуре до середины XI века, отличался простотой архитектурных и строительных приемов: несложные полукруглые арки, двускатные крыши, заимствованные у привычного деревянного зодчества. Сменивший его нормандский стиль просуществовал до конца XII века. Он отличался обилием одинаковых мощных колонн, круглыми украшенными оконными проемами и потолочными сводами, узкими окнами, не очень мощными контрфорсами. Один из лучших образцов этого стиля — старейший в Великобритании собор в Или, был заложен в 673 году, но современный вид приобрел лишь к середине XII века. Выдающимися замковыми постройками нормандского стиля считаются Хедингем в Эссексе и Конисброу в Йоркшире. В том же стиле выполнена и часть строений Эдинбургского замка в Шотландии.
Ранняя готика характерна для строений XIII века, их общий вид определяется существенной высотой и обширностью, длинными, достигающими основания здания окнами (фасад собора в Линкольне, фрагменты  соборов в Или и Питерборо).
В XIV веке на смену ранней пришла английская готика — в такой архитектуре сделан характерный акцент на отдельные  элементы орнамента: огромные стрельчатые  окна со сложной ажурной каменной резьбой, тяжелые контрфорсы, столбы с плотно соединенными нервюрами, увитые листьями скульптуры, карнизы, цветочные  орнаменты. Лучше всего этот стиль  представляют соборы Йорка, Норвича и Линкольна, отдельные элементы Вестминстерского аббатства. Богатейшая орнаментика достигла совершенства в строительном искусстве поздней готики, или «перпендикулярном» стиле (конец XIV века — XV век), отличающемся особым пристрастием к вертикальным плоскостям (Кингс Колледж в Кембридже, часовня Св. Георга в Виндзорском замке и часовня Генри VII в Вестминстерском аббатстве).
В XVI веке —  начале XVIII века в Великобритании господствовали ренессанс и барокко, их элементы зачастую смешивались в одном  и том же здании. Важнейшим памятником стиля, называемого «английское  барокко», является кафедральный собор Св. Павла в Лондоне, построенный в последней трети XVII века по проекту сэра Кристофера Рена — одного из крупнейших английских архитекторов. Во внешнем облике этого здания присутствуют пространственный размах, слитость, текучесть сложных криволинейных форм.
В XIX веке на смену монументальному георгианскому  стилю пришел викторианский. В этом стиле выполнена одна из знаменитых в мире построек — Букингемский дворец . Выдержав испытания судьбы (9 сентября 1940 года немецкая бомба упала на дворец, три дня спустя он был вновь атакован), он предстает перед нами во всем величии и красоте. Более поздние стили — от протовизантийского (Вестминстерский кафедральный собор в Лондоне) до модерна и конструктивизма не изменили сложившегося архитектурного облика большинства городов Великобритании, хотя и придали подчас неотразимый шарм их городской застройке.
Громадный ущерб, нанесенный Второй мировой войной, заставил обратить особое внимание на строительство школьных зданий и  жилья для малоимущих и средних  слоев населения, сборные конструкции, двухэтажные дома, городское планирование, а не на строительство роскошных  особняков. Восстановленная церковь  в Ковентри, гостиницы в Лондоне  и создание нового района вокруг собора св. Павла в Лондоне заслуживают  особого внимания.
 
1.2 Литература.

Английские  эпос, поэзия и драма развивались  со времен средневековья на основе народного поэтического творчества. Наиболее распространенный его жанр - это баллада исторического, эпического или лирического содержания, исполняемая  под аккомпанемент лютни или  другого музыкального инструмента. Сегодня во всем мире известен цикл баллад о похождениях вольного охотника, защитника бедных и борца против несправедливости Робин Гуда и его «зеленых братьев». Возникновение этого цикла баллад относится еще к XIII в. Своеобразны английские и шотландские баллады лирико-эпического содержания.
Родоначальником английской литературы считается Дж. Чосер, особенно известный своими «Кентерберийскими  рассказами», в которых отображена английская жизнь XIV в.
В XVI в. Англия пережила полный переворот во всех областях экономической и социальной жизни, превратившей ее из страны феодальной в классическую. На этот период и приходится в Англии необычайный расцвет во всех областях мысли и творчества. Характерной чертой этого периода Возрождения было развитие гуманизма - изображение в искусстве реального мира, человека, живущего в этом мире. Первым представителем гуманизма в Англии стал родоначальник утопического социализма Томас Мор.
Особенно  важной вехой в развитии английской литературы этого периода было творчество великого драматурга и поэта У. Шекспира, который до сих пор остается непревзойденным  мастером изображения всей сложности  духовного мира и чувств человека. Творчество Шекспира отличается своей  масштабностью – чрезвычайной широтой  интересов и размахом мысли. В  его пьесах нашло отражение огромное разнообразие типов, положений, эпох, народов, общественной среды. Характерной особенностью творчества Шекспира является его реализм. При этом Шекспир не только правдиво изображает действительность, но и умеет глубоко проникнуть в нее, подметить и раскрыть то, что в ней есть самого существенного.
После победы буржуазной революции зарождается  новый тип романа, одним из создателей которого был Д. Дефо. В своей всемирно известной книге «Робинзон Крузо» он восхваляет творческие силы представителей нового класса, их деятельность. В этот же период появляется книга знаменитого сатирика Англии Дж. Свифта «Путешествие Гулливера», в которой впервые прозвучала критика нового устройства общества. Это была едкая сатира на английское общество того времени.
В конце XVIII–  начале XIX в. в Великобритании, как  и в других европейских странах получил развитие романтический стиль. Наиболее типичным романтическим произведением этой эпохи были «Поэмы Оссиана» - вольный стилизованный перевод народных кельтских сказаний шотландским поэтом Дж. Макферсоном. Другой всемирно известный шотландский писатель –Вальтер Скотт стал создателем жанра исторического романа. Также мировую славу приобрела поэзия национального поэта Шотландии Роберта Бернса.
На развитие английской литературы 30–50-х годов XIX в. оказал влияние чартизм –  первое массовое политическое движение рабочего класса. Демократическое движение этого периода подготовило почву  для развития критического реализма. Его главными представителями стали  Ч. Диккенс, У. Теккерей, создавшие неповторимые картины жизни буржуазного общества того времен и. Критический реализм  развивается и в творчестве более  поздних писателей, например Т. Харди, писавшего о жизни сельской Англии.
Широкое распространение  в английской литературе получил  и приключенческий жанр. Широко известны стали приключенческие романы Р. Стивенсона («Остров сокровищ»), псевдоисторические романы Р. Хаггарта («Копи царя Соломона»), романы и рассказы создателя детективного жанра А. Конана Дойля.
В XX в. большинство  английских писателей продолжают лучшие реалистические традиции классической английской литературы. Среди них - Дж. Голсуорси, создавший яркие правдивые  картины буржуазного быта («Сага  о Форсайтах»), Сомерсет Моэм, Р. Олдингтон, А, Кронин и др. Затрагивает социальные темы в своих произведениях известный английский писатель и драматург Дж. Пристли. Популярность обрели также романы на морально-бытовые темы, например произведения Г. Грина («Тихий американец», «Наш человек в Гаване»). Современную социальную и интеллектуальную жизнь Великобритании отразил в серии своих романов «Чужие и братья» Ч. Сноу.
В последние  десятилетия в английскую литературу вступило новое поколение писателей-реалистов, которые получили название «сердитых  молодых людей». Наиболее типичный представитель - драматург Дж. Осборн, создавший известностную пьесу «Оглянись во гневе».
 
1.3 Изобразительное искусство.

 В наше  время живопись Англии находится  под влиянием скорее Нью-Йорка,  чем Парижа, частично это результат  международных выставок. В Соединенном  Королевстве 15 региональных художественных  колледжей. Самые известные – Королевский колледж искусств, Центральная Школа искусств и ремесел и Школа изящных искусств Слейда. Обучение во всех школах Королевской Академии бесплатное. Совет по промышленному дизайну имеет центр дизайна в Лондоне и ежегодно выдает 21 премию. В Глазго также имеется Центр дизайна.
 
1.4 Музыка.

В 597 г. монах  Августин вместе с проповедью христианства принес на Британские острова и искусство  грегорианского распева. Впоследствии английские монашеские хоры нередко  превосходили своих собратьев на континенте. Странствующие певцы  скитались от одного двора к другому, слагая героические эпосы и развлекая  простолюдинов шутовскими стихами. В числе придворных у королей  династий Плантагенетов и Тюдоров (XII-XVI вв.) были музыканты, игравшие на флейтах  и скрипках. В их репертуар входили  Маски (Masques) – ранний предшественник оперы. Генрих VIII сам сочинял музыку.
Оливер Кромвель (годы правления 1654-1658) положил конец  этой традиции, приказав казнить музыкантов. После возвращения Стюартов все  изменилось. В 1689 г. Генри Пёрселл создал первую английскую оперу «Дидона и Эней». Инструментальный оркестр был главным пристрастием Г.Ф. Генделя (1685-1759), который долгие годы жил в Лондоне и написал здесь свою ораторию «Мессия» (1742). А сэру Уильяму С. Джилберту (1863-1911) и сэру Артуру С. Салливану (1842-1900) триумфальную известность принесли их английские оперетты, например «Микадо» (1885).
Популярный  композитор-классик, пианист, дирижер  Бенджамин Бриттен (1913-1976) сочинил  оперы «Питер Граймс», «Альберт Херринг», «Сон в летнюю ночь». А вот монополия на шумный успех принадлежит Эндрю Ллойд Уэбберу, чья опера «Иисус Христос – суперзвезда» (1971) побила все рекорды по числу представлений. В последние десятилетия, начиная с легендарной ливерпульской четверки «The Beatles», принятой самой королевой, и их постоянных конкурентов группы «The Rolling Stones», Англия задает тон в поп- и рок-музыке. После свингующих шестидесятых группы «Led Zeppelin», «Queen», «Pink Floyd» на долгие годы определяют судьбы мировой рок-культуры.
Лучшее свидетельство  признания английских рок-звезд, таких  как Фил Коллинз, – рейтинги продажи их пластинок и компакт-дисков в 1980-е гг. Панк-музыка («Sex Pistols») тоже родилась в Англии. В последние годы заставили о себе говорить ретро-рокеры – группа «Oasis», бритпоп – группы «Blur» и «Pulp», а шустрые «Spice Girls» из Лондона на некоторое время завоевали весь мир. И, конечно, посвященный королевой Елизаветой в рыцари, сэр Элтон Джон – один из самых популярных и состоятельных исполнителей мира.
Особую популярность завоевала эстрадная музыка. Всему  миру известен вокально-инструментальный поп-ансамбль «Битлз», выступавший  в 60-х годах. Устраиваемые периодически фестивали рок- и поп-музыки всегда привлекают много молодежи.
 
 

 

1.5 Театр.

Английский  драматический театр зародился  как церковный, театральные представления  были частью религиозного ритуала. Позднее, в эпоху Возрождения, он все более  принимает светский характер, становится профессиональным. В XVI в. в театре «Глобус» играла труппа У. Шекспира, ставившая  пьесы великого английского драматурга.
Английский  театр в XX в. развивался преимущественно  на реалистической основе. Видные английские режиссеры П. Брук, П. Холл, Дж. Бартон, Б. Майлс в последние десятилетия поставили пьесы Б. Шоу, С. Моэма, Дж. Пристли, П. Устинова, Д. Мерсера. А. Уэскера и других современных английских драматургов. Огромную популярность завоевали такие мастера сцены, как С. Терндайк, Дж. Гилгуд, Л. Оливье, А. Гиннес. Ф. Робсон, П. Скоффилд, Р. Бертон, Д. Тьютин, А. Финни.
 
Национальные  традиции.
В Великобритании, наверное, более, чем в любой другой европейской стране, сохранилась приверженность к установившимся традициям, быту, привычкам. Это сказывается на многих сторонах материальной и духовной культуры населения. Остается, например, стремление англичан жить обособленно, в отдельном доме, что отражается и в планировке жилых построек. Поэтому Великобритания до сих пор - страна преимущественно малоэтажного строительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Образование в Великобритании

 

В целом, образованием в Великобритании занимается Министерство образования. Однако в Уэльсе все образовательные учреждения, кроме университетов, управляются уэльским министерством, а в Шотландии - Шотландским департаментом образования. В Северной Ирландии все вопросы решаются Департаментом образования Северной Ирландии.

Хотя стратегия обучения и финансирование школ исходят от министерств, управление самими школами децентрализовано: школами управляют советники по образованию в советах или муниципалитетах (органах местного самоуправления), которые создают местный совет по образованию. В Северной Ирландии все типы образовательных учреждений управляются пятью советами по образованию и библиотекам.

 

Финансирование сферы образования.

 

Сумма, затраченная государством на сферу образования за учебный год, может достигать 22 млн. фунтов стерлингов. Сумма расходов определяется правительством, но собственно деньги выделяют муниципалитеты, которые изымают их из доходов от местных налогов или грантов от правительства (в Северной Ирландии все финансирование централизовано). Значительная часть этих сумм идет на заработную плату учителей.

Департамент науки и образования непосредственно финансирует все университеты, а также (с 1989 года) колледжи и техникумы.

 

2.1 Система образования.

 

Согласно закону об образовании 1944 года, все дети обязаны посещать школу с пяти до шестнадцати лет. Обязательное образование является бесплатным. Дети, родившиеся с 1 сентября по 31 декабря, по достижении шестнадцатилетнего возраста не покидают школу, а остаются в ней до конца мая текущего учебного года; дети, родившиеся с 1 января по 31 августа, покидают школу в пятницу перед последним понедельником мая. Таким образом, некоторые дети покидают школу, не достигнув шестнадцатилетнего возраста.

Родители могут обучать ребенка дома, но только если условия обучения удовлетворят местный совет по образованию.

Телесные наказания в школах были запрещены в Великобритании с 1986 года.

В целом система образования делится на три основные ступени:

начальное образование; для детей до 11 лет;

среднее образование; для детей до 16 лет;

высшее или дальнейшее образование; для детей после 16 лет.

 

 

Отношение британцев к образованию

 

С 70-х годов продолжаются дебаты о качестве и целях британского образования. Сторонники традиционных взглядов считают, что государственные общеобразовательные школы и "творческий/прогрессивный" метод работы с учениками не могут создать востребованных членов общества. Спор о том, что школьники, 10% которых покидают стены учебных заведений без аттестатов, не слишком образованы и не владеют в полной мере даже такими основными навыками, как чтение, письмо и арифметика, а также не подготовлены к реальной жизни за стенами школы, продолжаются десятилетиями. Работодатели часто критикуют как школы, так и университеты за недостаточный уровень образования их выпускников.

Правительство Великобритании пытается отразить все эти доводы в реформах образования. Эти реформы нацелены на улучшение стандартов образования, как среднего, так и высшего. Правительство предпринимает попытки реформировать саму учительскую профессию, улучшить показатели учеников, поднять уровень преподавания языковых и технических дисциплин.

Критики, однако, указывают, что система образования не должна придерживаться элитных стандартов, а должна попытаться скомбинировать академические и либеральные традиции обучения. Будущее британского образования во многом зависит от того, насколько эффективными будут реформы правительства и как они будут восприняты учителями, родителями и учениками.

Подавляющее большинство населения высказывает обеспокоенность качеством образования на всех уровнях, особенно в школах. Британцы считают, что государственными школами недостаточно хорошо управляют и что правительство должно вкладывать в образование гораздо больше денежных средств.

 

2.2 СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

За последние десять лет система среднего образования Великобритании была значительно упрощена и улучшена с целью повышения качества преподавания в подготовительных и средних школах.

 

Англия и Уэльс.

 

Образование в Англии и Уэльсе начинается с 5 лет. До 11 лет они обучаются в начальных школах, где упор делается на базовые навыки чтения, письма и арифметики. С 11 до 16 лет школьники учатся в средних школах, которые бывают общеобразовательными (comprehensive schools), с углубленным изучением предметов (grammar schools) и средними специальными (secondary modern schools).

По достижении шестнадцатилетнего возраста школьники могут продолжить образование для получения знаний, необходимых для поступления в Вузы и университеты в своей школе, в колледжах шестого класса (sixth form colleges) или в tertiary colleges.

 

Шотландия.

 

В начальных школах Шотландии дети учатся от 4 до 12 лет. Средние школы практически все - общеобразовательные (comprehensive), где полный курс длится шесть лет, но в некоторых горных районах, где из-за нехватки учителей или по другим причинам невозможно обучить детей всему, курс общеобразовательной школы длится четыре года, при этом учащиеся могут перевестись в другую школу для продолжения обучения.

Подавляющее большинство шотландских школ принадлежат совету по образованию и финансируются непосредственно своим советом. Однако, существуют также несколько школ (19), которые финансируются грантами Шотландского департамента образования и управляются организациями добровольцев. Родители учеников могут решить голосованием о переведении школы из-под контроля местного совета по образованию под прямое финансирование Департамента.

 

Частные школы

 

В Великобритании существует система частных или независимых школ, обучающих детей с 3 до 18 лет. В Англии, Уэльсе и Шотландии насчитывается около 2500 частных школ. В Северной Ирландии независимые школы (voluntary grammar schools) являются частью государственной системы образования. В частных школах учатся около 7% британских детей. Плата за обучение зависит от типа школы и возрасте ученика. Так, например, за первый год обучения в дневной школе могут взять около 400 фунтов стерлингов, а за обучение в одном из старших классов школы-пансиона - до 9000 фунтов стерлингов. Обучение особо одаренных детей в частных школах оплачивает государство.

Так называемые public schools - это 200 лучших школ-пансионов для мальчиков, многие из которых были основаны очень давно (около трети - до 1600 года, из которых четыре школы были основаны более чем тысячу лет назад). Есть и немного женских школ, а около четверти мужских школ теперь принимают на обучение и девочек. Ученики, которые собираются поступать в частную школу, посещают подготовительную школу (preparatory school), обычно с 7 до 12 лет. Эти подготовительные школы также делятся на мужские и женские.

 

 

2.3 Система аттестации и экзаменов.

 

Англия, Уэльс и Северная Ирландия.

General Certificate of Secondary Education (GCSE).

Это система экзаменов по отдельным предметам, которая заменяет бывшую ранее в действии двухуровневую систему аттестации выпускников школ. По каждому из выбранных предметов ученик сдает экзамен, в результате которого он может получить одну из семи оценок : A, B, C, D, E, F или G. Если же ученик не показывает знаний, достаточных для получения низшей отметки, G, то сертификат ему не выдается.

 

A-level (Advanced)

Этот экзамен обычно сдается через два года обучения после получения GCSE. НА сдачу этого экзамена готовятся в шестых классах обычных школ, в колледжах шестого класса или в колледжах дальнейшего образования.

Традиционно студенты выбирают изучение двух или трех предметов, лежащих в одной области наук, например, языки, технические или гуманитарные дисциплины. Однако, в последнее время появилась тенденция готовиться к разным по природе своей предметам. Проходных баллов пять: от A (отлично) до E (удовлетворительно). Не показавшим достаточных знаний выставляется оценка N. Недавно была введена оценка 'super-A' для особо одаренных учеников.

 

AS-levels (Advanced Supplementary)

Эти курсы направлены на получение тех же знаний, что и A-level. Но курс подготовки разработан так, чтобы занимать вдвое меньше времени, затрачиваемого на учебу, хотя при этом и остается двухгодичный срок подготовки. Таким образом, два сертификата AS-level могут быть приняты университетом как один сертификат A-level. Система оценки одинакова с A-level, но отсутствует 'super-A' .

 

2.4 ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Дальнейшее образование рассчитано на учеников старше шестнадцати лет. Это образование разного уровня вплоть до поступления в университет. Часто это обучение профессиональным навыкам или навыкам, необходимым работодателям. При этом после окончания большинства курсов институтов дальнейшего образования никакого документа не выдается - в этом случае для большинства выпускников важнее приобретенные навыки, а не диплом. Профессиональное обучение - очень гибкая структура, которую постоянно пересматривают и дополняют.

Дальнейшее образование также обеспечивает продолжение общего образования и поступление в Вузы и университеты для людей всех возрастов. Люди используют дальнейшее образование для изучения академических дисциплин, профессиональной подготовки и просто для общего развития.

Колледжи дальнейшего образования обычно предлагают ряд профессиональных курсов, а также более академичные курсы. По окончании многих из этих курсов студент может поступить на второй курс университета.

В Англии и Уэльсе насчитывается около 500 колледжей дальнейшего образования, в Шотландии - 46, в Северной Ирландии - 19. В этих колледжах на дневном отделении учатся около полумиллиона студентов. На вечернем отделении учатся более трех миллионов студентов.

 

2.5 СЕРТИФИКАТЫ

Профессиональное образование.

National Vocational Qualifications (NVQs) квалификации, основанные на требованиях для той или иной профессиональной деятельности. Экзамены разделены на пять уровней (от 1 - простейшего до 5 - профессионального), которые позволяют легче понимать систему квалификации и видеть прогресс студента. Экзамен представляет собой проверку фактических навыков и умений в той или иной профессиональной деятельности, а не теоретический письменный тест. Оценка основывается на результатах практической работы студента. Эти квалификации присуждаются большим количеством образовательных учреждений, таких, как BTEC-EdExcel, City and Guilds, RSA и другие.

 

Профессиональное образование.

Эти квалификации относятся более к сфере деятельности, а не определенной профессии. Как и NVQs, они разделены на уровни: основной (foundation), средний (intermediate) и продвинутый (advanced). Изучаемые предметы включают предпринимательство, здравоохранение и социальные услуги, информационные технологии, туризм и отдых, строительство и машиностроение и др. Все GNVQs включают три общих предмета, которые изучаются всеми студентами уровня вне зависимости от выбранной сферы деятельности. Квалификации присуждаются BTEC-EdExcel, City and Guilds и RSA.

В Шотландии аналогами этих квалификаций являются Scottish Vocational Qualifications (SVQs) и General Scottish Vocational Qualifications (GSVQs) соответственно.

 

2.6 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее образование британцы получают в колледжах, университетах и политехнических институтах. В Великобритании всего 89 университетов и 70 Вузов. Из них 39 - новые, созданные после 1992 года. Все университеты получают государственную финансовую помощь, за исключением трех частных институтов, среди которых и University of Birmingham.

В Великобритании более 30% всех выпускников школ поступают в университеты. Около 10% всех студентов - иностранцы.

Старейшие английские университеты - Оксфорд и Кембридж, которые были открыты в 12 и 13 веках соответственно. Несмотря на то, что эти университеты очень престижны и их знает весь мир, они являются частью государственной образовательной системы, и их дипломы ничем не отличаются от дипломов других университетов. Конечно, есть и отличия, такие, как другая система поступления - абитуриентов набирают колледжи, из которых состоит университет, а не сам университет, который лишь устанавливает приблизительную квоту для каждого предмета. Преподавание также несколько отличается: индивидуальные консультации с преподавателем проводит колледж, а семинары, лекции и практические работы - университет. До 60-х годов колледжи делились по половому признаку: 19 мужских и 4 женских в Кембридже и 22 мужских и 5 женских в Оксфорде. Теперь все мужские колледжи принимают и женщин, а четыре колледжа (по два в каждом из университетов) остаются исключительно женскими.

Минимальный возраст абитуриентов обычно составляет восемнадцать лет. Большинство будущих студентов поступают в университет сразу после школы, но в последнее время увеличилось число более взрослых студентов, которые поступают после окончания колледжа профессионального или дальнейшего обучения.

Большинство университетских курсов длятся от двух до четырех лет. Курсы с перерывом на практику могут увеличить этот срок еще на год, а медицинские и ветеринарные курсы длятся пять лет. Это основной курс, после которого студенты получают степень бакалавра(ВА – бакалавр гуманитарных наук, ВEd – бакалавр образования, BEng – бакалавр машиноведения, BSc – бакалавр естественных наук,

BD – бакалавр богословия, BTh – бакалавр теологии, LLB. – бакалавр права, BMus – бакалавр музыки, BM – бакалавр медицины). Продолжившие учебу еще на один год (по философским специальностям -два) получают степень магистра (MA, MSc и др.).

Открытый Университет (Open University) - это основной университет дистанционного образования в Великобритании для взрослых. В нем могут обучаться люди старше 18 лет. Обучение дистанционное, в котором широко используется радио- и телетрансляции уроков. Теперь в Открытом Университете могут учиться жители и других стран Европы.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Основными источниками финансирования университетов и Вузов Великобритании являются: правительственные субсидии, плата за обучение, вносимая студентами или местными советами по образованию, гранты от исследовательских организаций, которые спонсируют индивидуальные исследовательские проекты и частные пожертвования от благотворительных или промышленных организаций, которые финансируют определенные исследовательские программы.

Денежные средства, поступающие из бюджета, распределяются между университетами согласно количеству обучающихся в них студентов. Предметы распределены на четыре больших группы по затратам на обучение. Например, курсы, для которых необходимо использование только библиотеки, будут помещены в менее дорогую группу, чем те, для которых необходимо использовать лаборатории и сложное оборудование.

Некоторая часть правительственных субсидий распределяется между университетами согласно качеству научных исследований. Факультеты университета, получившие высший балл 5, получат максимальную сумму субсидий, а те, что получили 1, не получат ничего.

 

 

 

 

Заключение

 

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством.

Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах. Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования. Особенностью системы образования в Англии можно назвать преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы. В последние десятилетия влияние государства на развитие образования еще более возросло, что связано с необходимостью его финансирования. В настоящее время государство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных расходов университетов. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Англия XVII в.: идеологии, политика, культура / Под ред. Г. Р. Левина, С. Е. Федорова. - Л., 1990.С.34.

2.  Селезнев Н.А. Феодальное государство и право Англии. - М., 1983.С.134.

3.  История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997. С.34.

4.  Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.78-89.

5.  Сенченко И.А. Государство и право, история и культура Великобритании и США. Конспект лекций.- М.:Приор,2005.С.98.

 

Комментировать