Конфликт: структура, функции, типологии

Русский

Раздел науки:

Читать онлайн: 
Аннотация научной статьи: 

Конечной целью конфликтологии как практической дисциплины является управление конфликтами. В конфликтологии дано немало определений понятия конфликт. Приведем два из них. Первое, наиболее классическое, принадлежит американскому социологу Л. Козеру: «социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника» (цит. по:Гришина, 2000, с. 74).Второе я нашла у Е.Н. Ивановой: «конфликт – это столкновение двух или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов в настоящее время или в будущем» (Иванова, 2003, с. 12, подчеркнуто мной – Е.Т.). Акцентирование в данномопределении важности восприятия в конфликте делает его более практикоориентированным, нежели у Л. Козера.

Несмотря на детальность данных определений, они недостаточны для понимания тех факторов, от которых зависит развитие конфликта. Такие факторы называются структурными элементами конфликта.

Загрузка: 
Текст статьи: 

 Конфликт: структура, функции, типологии

1.1. Структура конфликта.

Конечной целью конфликтологии как практической дисциплины является управление конфликтами. В конфликтологии дано немало определений понятия конфликт. Приведем два из них. Первое, наиболее классическое, принадлежит американскому социологу Л. Козеру: «социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника» (цит. по:Гришина, 2000, с. 74).Второе я нашла у Е.Н. Ивановой: «конфликт – это столкновение двух или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов в настоящее время или в будущем» (Иванова, 2003, с. 12, подчеркнуто мной – Е.Т.). Акцентирование в данномопределении важности восприятия в конфликте делает его более практикоориентированным, нежели у Л. Козера.

Несмотря на детальность данных определений, они недостаточны для понимания тех факторов, от которых зависит развитие конфликта. Такие факторы называются структурными элементами конфликта.

К ним относятся:

· временные и пространственные границы конфликта,

· конфликтующие стороны и участники конфликта,

· действия участников конфликта,

· предмет и объект конфликта.

Временные границы определяются продолжительностью конфликта от первой до последней стадии.

Первая(латентная) стадия характеризуется планированием конфликта, созданием конфликтной ситуации, состоянием напряженности и осознания противоречий. Нередко перед началом второй (открытой) стадии возникает инцидент – некое событие, спровоцировавшее начало открытого конфликта.

На стадии открытого конфликта активная сторона конфликта (условимся в дальнейшем называть ее А) сознательно действует против   второго, более пассивного участника (будем называть его Б). Б осознает, что А действует против него и отвечает тем же. В ходе конфликта А и Б могут меняться местами.

Третья стадия – окончание конфликта –   определяется прекращением открытых действий (обращаем внимание, что причины конфликта могут при этом и оставаться). В связи с этим американский психолог Р. Даль разграничивал три пути завершения конфликта: тупик, подавление и разрешение. В первом случае конфликтующие стороны прекращают свои действия из-за осознания их бессмысленности, во втором происходит подавление одной конфликтующей стороны другой. Понятно, что в обоих случаях возможно возникновение нового (иногда даже более сильного) конфликта из-за того, что причина конфликта остается и даже становится более серьёзной. Например, в ситуации подавления у проигравшей стороны может возникнуть желание отомстить обидчику. И только при разрешении конфликта открытые действия А и В   прекращаются из-за устранения причины конфликта.

Пространственные границы определяются территорией конфликта и теми физическими параметрами, которые оказывают влияние на конфликт (в том числе теснота, духота, наличие оружия и т.д.). Например, конфликт между невесткой и свекровью протекает в двухкомнатной квартире. В этом случае факторами влияния оказываются площадь квартиры, изолированность комнат и т.д.. Другой пример: представьте, что ваш недруг имеет рабочий стол прямо на проходе, и вы вынуждены протискиваться мимо несколько раз в день.

 

Приведите свои примеры пространственных границ и физических параметров как структурных элементов конфликта

 

Конфликтующие стороны (А и Б) и другие участники конфликта. Обычно начинает конфликт один из участников, которого называют инициатором конфликта (А). Если инициатор и далее остается более активным, то его рассматривают как активную сторону, а другого –   как пассивную (Б).

Обычно при описании конфликта указываются ролевые функции участников конфликта (мать, учительница ...), однако, мне кажется это недостаточным. Дело в том, что на ход конфликта влияют не только роли участников, но и их интересы, которые влияют на ситуативные конфликтные роли (среди наиболее частых мы можем выделить подстрекателей, «серых кардиналов», авторитетных посредников, советников, сторонников, защитников, противников и т.д.). Поэтому при выделении структуры конфликта необходимо указывать на социальные роли участников, а также их интересы и роли в конфликте. Наиболее трудно –   выделить «серых кардиналов» и подстрекателей, которые предпочитают находиться в тени или выдвигать перед собой участников конфликта, за спинами которых можно «укрыться».

Здесь стоит поговорить о типичной ошибке при определении элементов конфликта. Часто к элементам конфликта относят то, что присутствует в конфликте, но не влияет на него. В качестве примера возьмем человека, который наблюдает за конфликтом (например, за дракой А и Б). В том случае, если присутствие наблюдателя никак не влияет на   драку, сам наблюдатель не будет являться структурным элементом конфликта. И наоборот – наблюдатель никак себя не проявляет, но одно его присутствие провоцирует продолжение драки (в этом случае такой наблюдатель обязательно указывается в структуре конфликта).

Действия участников конфликта также влияют на развитие конфликта и поэтому входят в структуру. Они могут быть открыты или скрыты, более или менее агрессивны и т.д., что в целом будет влиять на развитие конфликта.

Предмет конфликта–     это причина (реальная или воображаемая) конфликта. Хочется обратить внимание читателя на то, что предмет всегда связан с субъективным восприятием конфликтной ситуации, а значит такое объективное событие как, например, увольнение, само по себе не может являться предметом конфликта.

Предмет является самым сложно определяемым элементом в связи с тем, что:

а) иногда предмет сознательно или неосознанно скрывается от самого себя   или от социального окружения. В том случае, если предмет неосознанно скрывается от самого себя, мы говорим о действии механизмов психологической защиты. Наиболее частотными из них, «работающими» в ситуации конфликта, являются: проекция, рационализация, отрицание, вытеснение, регрессия.

Кроме того, в конфликте участники преследуют цели, связанные не только с конкретным предметом конфликта, но и с воздействием друг на друга, сохранением лица... Далеко не всегда эта цели осознаются участниками и тем более вербализуются. Однако образ желательного исхода становится реальным регулятором конкретных действий участников конфликта;

б) иногда на первый план выдвигается другой, более «приличный» предмет конфликта (т.н. «квазипредмет»). В качестве примера –   агрессор оправдывает свою агрессию мировой справедливостью;

в) во время развития конфликта предмет трансформируется, синтезируется, рассыпается на множество частных «предметиков» и «перетекает» в другие предметы. Иногда, например, предмет конфликта может преобразовываться в стремление «во что бы то ни стало наказать обидчика», в результате чего изначальный предмет конфликта перестает быть важным;

г) предмет у конфликтующих сторон может быть разным.

Объект конфликта–   всегда некий дефицит ресурсов (материальных или нематериальных, объективный или субъективно воспринимаемый). Каждому ребенку кажется, что мать именно его любит меньше, чем другого.

Кроме объектных (имеющих объект), бывают и безобъектные конфликты (например, при взаимной ненависти «просто так», в духе Монтекки и Капулетти). Впрочем, вполне возможно, что изначально конфликт в Вероне был и объектным, но со временем объект исчез. Возможное исчезновение объекта конфликта –   еще одна трудность при выявлении структуры конфликта.

Н.В. Гришина в своем учебнике употребляет предмет и объект как синонимы, давая им определение объекта. Мне же кажется, что их необходимо разводить.

 

Рис. 1. Структура конфликтной ситуации

Постскриптум: при выделении структуры конфликта необходимо помнить не только об объективно существующих элементах конфликта, но и об их субъективном восприятии разными участниками конфликта, так как именно последнее в большей степени влияет на ход конфликта.

Мы не рассматривали психологические теории, имеющие отношение к структуре конфликта.   В данном случае, конечно же, речь идет об отсылке к когнитивистам, которые рассматривали мир как нечто, представленное в нашем сознании. Кстати, тех же взглядов на конфликт придерживался и отечественный исследователь В.Н. Мясищев, который в качестве необходимого условия возникновения конфликта рассматривал субъективную неразрешимость ситуации.

 

2.2. Функции конфликта.

Несколько лет назад перед первой лекцией по конфликтологии я провела со студентами небольшое исследование: попросила их дать ассоциацию на слово конфликт. Результат был ожидаем и, в то же время, удивителен. Практически все отметили конфликт только как негативное событие их жизни. В то же время, проанализировав нашу жизнь, мы можем найти в ней немало конфликтных ситуаций, которые в результате оказались для нас благом. Ниже мы рассмотрим функции конфликта, над которыми нельзя однозначно поставить знак плюса или минуса.

1. Сигнальная–   конфликт сигнализирует о неблагополучии, противоречии. Причем этот сигнал могут воспринимать не только наблюдатели, но и участники конфликта («у меня что-то не в порядке!»).

2. Информационная–   дает определенную информацию о причинах конфликта, участниках его, их реальных отношениях, потребностях и т.д., т.к. эмоциональный накал снижает следование социальным нормам, обнажает истинные устремления, повышает их осознаваемость.

Иногда практические психологи, психотерапевты специально стимулируют конфликт, чтобы выявить нужную информацию о семье для себя и для них.

3. Динамическая–   развитие общества и человека вне конфликта эволюционное, во время конфликта –   революционное. Конфликт двигает их к позитивным и негативным переменам. Причем данные перемены происходят иногда в неожиданных для нас областях –   по данным Ж. Пиаже конфликты (конечно, далеко не все) могут быть источником интеллектуального развития детей!

Цитата: Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса Р. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтической практике. Он пишет о том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодого человека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я написал, что он привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его "Я"». Мэй считает, судя по ответной реакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам(цит. по:Гришина, 2000, с. 70).

 

4. Дифференцирующая–   конфликт разрушает старые социальные структуры и создает новые, создаются новые союзы, раскалываются старые дружбы. Кроме того, конфликт способствует росту внутригрупповой сплоченности (связана с этим так называемая «тактика поиска общего врага»).

5. Близка к динамической такая функция как функция разрядки напряжения, оздоровления отношений (в том числе см. предыдущий пример семейного конфликта). Один из методов разрешения конфликта (метод выхода чувств) напрямую связан с данной функцией.

6. Самая неожиданная позитивная функция конфликта –   способность сдерживать конфликт (т.н. «зиммелевский парадокс»): «наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта» (Л. Козер). Это часто используется в практике международных отношений, где оценивание сил противника происходит гораздо чаще, нежели в межличностных конфликтах.

7. Еще одну неожиданную позитивную функцию конфликта подметил К. Боулдинг (впрочем, на мой взгляд, она является частным случаем динамической).

Проанализировав ряд исторических примеров, связанных с завершением конфликта, он пришел к выводу, что поражение в конфликте часто приводит к бурному развитию общества. Франция после поражения от Германии в 1870 г. переживает бурную культурную революцию, Германия же –   застой. Своего апогея германская культура достигла до 1870 г., когда была более пассивным и слабым государством. Культурный расцвет Вены главным образом происходил после поражения Австрии от Пруссии... Вероятно, в обществе должен быть творческий потенциал, который мог бы привести к таким последствиям. Однако, как пишет Боулдинг, количество таких примеров поражает.

 

2.3.                       Типологии конфликта.

Есть точка зрения, что все конфликты одинаковы. В этом случае типологии вообще не нужны. Однако, на мой взгляд, это скорее социологическая точка зрения. С психологической же точки зрения конфликты должны различаться по своим характеристикам из-за того, что они принадлежат к разным типам. И работа с ними в этом случае также должна быть различной.

В настоящее время существует множество различных типологий, из которых я выберу только те, которые имеют практическую значимость и на которые я буду опираться в будущем.

Итак, конфликты различаются по следующим параметрам:

• По результату – функциональные и дисфункциональные (конструктивные и деструктивные). Понятно, что стимулируются, например, только функциональные конфликты. Те функции, о которых мы говорили выше, могут быть использованы психологом только в случае стимулирования функционального конфликта. «Полное устранение конфликта приведет к застою. Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» (Р. Мэй, 1994). Например, кризис 3-х, 11-и лет. Что было бы, если бы их не было? К сожалению, житейская точка зрения на такие конфликты не совпадает с научной, с чем и сталкивается практический психолог, работая с родителями («Что Вы нам советуете, он совсем вышел из-под контроля!»).

• По участникам – внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые. Иногда выделяют внутригрупповые, что мне кажется излишним. Межгрупповые конфликты стоят особняком в этом ряду, вследствие чего мы рассмотрим их в отдельной теме далее.

• По содержанию –   конфликты взглядов (позиций, ценностей, политические, религиозные, Востока и Запада, ценностных ориентаций и т.д.) и интересов (экономические). Разрешение конфликта взглядов идет через перевод его в конфликт интересов. Взгляды гораздо устойчивее, чем интересы, часто они формируются у человека на ранних этапах онтогенеза, являются малоосознаваемыми и поэтому очень устойчивыми. Человек воспринимает их как нечто само собой разумеющееся и не требующее доказательств. В этом случае он будет отстаивать свои позиции до последнего. Что же касается интересов, то они «привязаны» к конкретной ситуации, а значит, более мобильны.   В связи с этим при любых противоположных позициях можно найти совпадающие интересы у А и Б. Вышесказанное не означает, что необходимо абсолютно игнорировать взгляды конфликтующих сторон!

 

В одной комнате вынуждены жить два студента различных религиозных конфессий. Назревает конфликт взглядов. Как его перевести в конфликт интересов?

 

Часто мы неосознанно предполагаем, что несовпадение взглядов автоматически означает и несовпадение интересов. Такая позиция, конечно, затрудняет разрешение конфликта.

Пример: Когда в октябре 1978 г. президент США Джимми Картер пригласил в Кэмп Дэвид президента Египта Анвара Садата и премьер-министра Израиля МенахемаБегина, казалось, что Картер, взявший на себя роль посредника, затеял невозможное. Ко-фликт из-за Синайского полуострова представлялся совершенно неразрешимым, поскольку Египет требовал немедленного возвращения всего полуострова; Израиль же, оккупировавший Синай в ходе войны 1967 г. на Среднем Востоке, в свою очередь отка-зывался вернуть Египту даже сантиметр этой территории. Картер, старавшийся уладить конфликт, предлагал компромисс в соответствии с которым за каждой из сторон оставалась половина Синайского полуострова, но и Египет и Израиль категорически отвергали такое решение. Пока президент Картер и его люди настаивали на своем предложении, обнаружилось, что непримиримые с виду позиции Египта и Израиля отражали их интересы, которые не так уж несовместимы. Главным для Израиля был вопрос безопасности, неприступности своих границ, если со стороны Египта будут совершены наземные или воздушные атаки. Египет же больше всего волновал вопрос суверенитета — вновь обрести права на землю, которая принадлежала Египту еще с библейских времен. После тринадцати дней упорной работы, когда заместитель госсекретаря США Гарольд Саундерс составил двадцать три черновых проекта соглашения между Египтом и Израилем, настойчивость борющегося за примирение Картера окупилась. Израиль согласился вернуть Египту Синайский полуостров в обмен на обещание создать демилитаризованную зону и при условии, что Израилю будет дана возможность основать новые военно-воздушные базы. С апреля 1982 г. Это соглашение вступило в силу и продолжает действовать до сих пор(цит. по:Рубин и др., 2001, с. 19).

 

Глоссарий

 

Вытеснение–   механизм психологической защиты, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, влечения, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь им как тревоги, страхи и пр.

Деструктивный конфликт – конфликт, приводящий к негативным изменениям личности или группы.

Динамическая функция конфликта – функция конфликта как фактора развития личности или группы.

Дифференцирующая функция конфликта – функция, связанная с изменением отношений, ролевой структуры в группе во время конфликта, а также с установлением более четких границ между группами.

Завершение конфликта – стадия, при которой прекращаются открытые действия обеих сторон друг против друга.

«Зиммелевский парадокс» – функция конфликта как источника информации, сдерживающего эскалацию конфликта.

Информационная функция конфликта– функция конфликта как источника информации о сторонах конфликта и их отношениях.

Конструктивный конфликт – конфликт, приводящий к позитивным изменениям личности или группы.

Латентная (скрытая) стадия конфликта –стадия, в которой предмет конфликта уже существует, а открытых действий обеих сторон друг против друга еще нет.

Объект конфликта– воспринимаемый дефицит ресурсов, приведший к конфликту.

Открытая стадия конфликта – стадия, характеризующаяся открытыми сознательными действиями сторон друг против друга.

Отрицание– психологический механизм защиты, проявляющийся в том, что различные явления, факты и т.д., содержащие в себе угрозу для психики индивида, отрицаются и не воспринимаются им.

Предмет конфликта– воспринимаемая причина конфликта.

Проекция – механизм психологической защиты, который проявляется в приписывании собственных вытесненных побуждений и чувств другим людям. Бессознательное наделение других людей собственными чувствами, неосознанное приписывание им своих, зачастую «постыдных» бессознательных устремлений. В межличностных отношениях иногда проявляется в виде феномена «козла отпущения».

Психологическая защита – система стабилизации личности, направленная на минимизацию и устранение психологического дискомфорта. Работа механизмов психологической защиты не осознается.

Рационализация– механизм психологической защиты, при действии которого происходит рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, неприемлемых для его сознания.

Регрессия– механизм психологической защиты, под действием которого происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, свойственным для более ранней стадии онтогенетического развития.

Сигнальная функция конфликта – функция конфликта как сигнала о неблагополучии.

Функция разрядки напряжения – функция открытого конфликта как снимающего напряжение, накопленное на латентной стадии.

 

Материал для практического занятия
по теме «Структура конфликта»

 

Задания для предварительной подготовки:

1)                                 для практического освоения материала проанализируйте следующий конфликт (практический материал для анализа также предложен в [1]).

Начальником цеха назначили В., много лет проработавшую рядовой сотрудницей. Администрация и сами члены отдела на первых порах готовы были ей помочь. Однако оказалось, что В. Сама выбрала свою позицию: перестала не только контактировать с подчиненными по личным вопросам, но и доверять тем, с кем дружила и кого знала много лет; брала на себя чуть ли не всю работу отдела, не доверяя подчиненным даже переписку. Это создавало для нее дополнительные трудности. Старательно соблюдала дистанцию в отношениях: ни с кем не советовалась. В результате в отделе возник конфликт.

2)                                 Ребенок ворует. Назовите все возможные психологические причины подобных действий.

 

Ход занятия.

Студенты заранее описывают хорошо известную им ситуацию межличностного конфликта (лучше всего взять ситуацию длительного семейного или производственного конфликта, так как именно в этом случае структура конфликта будет наиболее интересной и сложной).

В начале занятия группа делится на подгруппы, каждая из которых выбирает конфликт для анализа и прописывает его структуру. В ходе анализа выявляются все изменения в структуре конфликта, произошедшие во время развития конфликта.

Результаты групповой работы предоставляются всей группе устно с демонстрацией на доске.

 

Дополнительная литература к практическому занятию:

1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. –   Новосибирск: Наука, 1989. – С. 29, 117-118.

Комментировать